Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2017 г. N 933
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Красинж" на действия муниципального заказчика - Администрации Уярского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту кровли здания Администрации Уярского района по адресу: г. Уяр, ул. Ленина, 85" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.06.2017 поступила жалоба ООО "Красинж" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300008217000018.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Пикулев И.И. (доверенность N 01-32-14 от 04.07.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Хмелевская Ю.А. (доверенность N 01-32-13 от 04.07.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Сердюк Н.Г. (доверенность N 01-32-15 от 04.07.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено нарушение действующих положений Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске, выданного в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", таким образом, что наличие у участника закупки допуска СРО с функцией генерального подрядчика пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ исключает обязательное условие наличия у участника закупки допуска СРО с пунктом 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
С вышеуказанным доводом подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке заказчик не согласился, полагая, что положения аукционной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе с учетом установления заказчиком требования о личном выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседанию Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли здания заказчика по адресу: г. Уяр, ул. Ленина, 85 (извещение с изменениями от 21.06.2017 N 0119300008217000018).
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в аукционной документации (пункт "Документы, входящие в состав заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" Приложения N1 "Информационная карта" к аукционной документации) к участникам закупки, составу и содержанию заявки, подаваемой участником закупки на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что в составе второй части заявки участнику закупки необходимо представить следующий документ, подтверждающий соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: копию свидетельства СРО в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", а именно: группа работ 10. Монтаж металлических конструкций: пункт 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Анализ совокупности положений аукционной документации показал Комиссии отсутствие установления заказчиком требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент публикации извещения о проведении электронного аукциона (далее - ГрК РФ), было определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны были выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могли выполняться любыми лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ были определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно было иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Группа работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрена пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Таким образом, на момент публикации в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно было являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом условие об обязательном наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства являлось императивным и не зависело от наличия либо отсутствия в условиях контракта возможности привлечения к исполнению обязательств по контракту субподрядчиков, не зависело от наличия или отсутствия намерений у подрядчика в привлечении к выполнению таких работ субподрядчиков.
Исходя из вышеизложенного, на момент публикации в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона заказчику необходимо было, учитывая действующие на указанный момент времени нормы ГрК РФ в совокупности с нормами Закона о контрактной системе, установить в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки допуска СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, который был предусмотрен пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Таким образом, Комиссия установила, что вышеуказанные действия заказчика были совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, учитывая, что на момент проведения электронного аукциона статья 52 ГрК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ была дополнена частью 2.1, которая позволяет индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, не являющимся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в том случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей, то допущенное заказчиком вышеуказанное нарушение требований Закона о контрактной системе не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, начальная (максимальная) цена которого установлена в размере 1 434 671,14 рублей.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Красинж" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2017 г. N 933
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017