Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 10 июля 2017 г. N 07-15/2017-093
Дата оглашения решения: 10 июля 2017 года город Иваново
Дата изготовления решения: 13 июля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Афанасьевой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ООО "ДРСУ" (далее - Заявитель, Общество): Мосеичева Андрея Александровича (решение N1 от 08.02.2016),
МБУ Гаврилово-Посадского городского поселения "Надежда" (далее - Заказчик), ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): Огородникова Ильи Сергеевича (доверенность от 05.07.2017, доверенность от 03.07.2017),
УСТАНОВИЛА:
03.07.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ДРСУ" на действия МБУ Гаврилово-Посадского городского поселения "Надежда" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Урицкого г. Гаврилов Посад (извещение N0333300103817000021).
Заявитель указывает, что при составлении документации об электронном аукционе Заказчиком были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по следующим доводам:
1. техническая часть документации об электронном аукционе не позволяет участникам закупки определить установленные Заказчиком требования, что противоречит положениям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе;
2. согласно инструкции по заполнению заявок, установленной в документации о закупке, по позиции "Бруски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта" ч. II "Техническая часть" документации о закупке необходимо указать конкретные показатели размерных характеристик, что ведет к ограничению конкуренции и носит необъективный характер;
3. согласно инструкции по заполнению заявок, установленной в документации о закупке, по позиции "Битумы нефтяные дорожные марки: БНД 60/90, БНД 90/130" ч. II "Техническая часть" документации о закупке необходимо указать обе марки битума, что ведет к ограничению конкуренции;
4. исходя из положений инструкции по заполнению заявок, установленной в документации о закупке, по позиции "Смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко или крупнозернистые), марка: II, тип В" ч. II "Техническая часть" документации о закупке необходимо выбрать один из альтернативных вариантов, что противоречит положениям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, оплимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полмерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 9128-2013);
5. согласно п. 19 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" ч. I документации о закупке под конкретными показателями товара понимаются, в том числе требования к количеству используемого товара. По мнению Заявителя, данное положение документации о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе;
6. согласно инструкции по заполнению заявок, установленной в документации о закупке, по позиции "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3" ч. II "Техническая часть" документации о закупке необходимо указать конкретный показатель плотности каменных материалов, который можно измерить только лабораторным путем. Общество считает включение данной позиции излишней, так как она может привести к ограничению количества участников закупки.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России 2, 3 и 5 доводы жалобы были отозваны представителем Заявителя.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что в документацию о закупке были внесены изменения, в соответствии с которыми по доводам жалобы 1-5 указана более подробная инструкция по заполнению заявок на участие в закупке. Вместе с тем, 6 довод жалобы Общества Заказчик и Специализированная организация считают несостоятельным, так как позиция "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3" является работой, а не товаром, в отношении которого необходимо указывать конкретные показатели.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0333300103817000021 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Урицкого г. Гаврилов Посад.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 4 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" ч. I документации о закупке общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам (услугам), в том числе к результату работ (оказания услуг) содержатся в Технической части (Техническом задании) - часть II документации о закупке.
В ч. II "Техническая часть" документации о закупке установлены следующие требования.
Автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Урицкого.
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
|
на ед. |
всего |
|||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Розлив вяжущих материалов |
1 т |
|
0,5147 |
|
Затраты труда машинистов |
чел.час |
0,792 |
0,41 |
З |
Битумы нефтяные дорожные марки: БНД-60/90, БНД 90/130 |
т |
1,03 |
0,5301 |
2 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
|
1,363 |
|
Поковки из квадратных заготовок, масса: 1,8 кг |
т |
0,0062 |
0,0085 |
З |
Битумы нефтяные дорожные марки: БНД-60/90, БНД 90/130 |
т |
0,0108 |
0,0147 |
|
Бруски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта |
м3 |
0,15 |
0,2045 |
З |
Смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко или крупнозернистые), марка: II, тип В. |
т |
96,6 |
131,7 |
3 |
На каждые 0,5 см изменения толщины покрытия добавлять или исключать: к норме 27-06-020-01 |
1000 м2 покрытия |
|
1,363 |
З |
Битумы нефтяные дорожные марки: БНД-60/90, БНД 90/130 |
т |
0,0028 |
0,0038 |
З |
Смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко или крупнозернистые), марка: II, тип В. |
т |
24,2 |
32,98 |
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя уточнил, что в ч. II "Техническая часть" документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ, указаны наряду с требуемыми работами, при этом не отмечено, что из перечисленного относится к работам, а что к товарам. По мнению представителя Общества, такое описание объекта закупки может ввести участников закупки в заблуждение.
Однако согласно п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" ч. I документации о закупке под "используемым в процессе работ товаром", а равно "используемым товаром", а равно "товаром" в настоящей документации понимаются вещи, которые будут переработаны в процессе работ и/или станут неотъемлемой частью результата работ. Переработка означает невозможность использования данного товара участником закупки после исполнения контракта (в том числе в связи с передачей остатков товара Заказчику с учетом требований технического задания). В указанное понятие не входит используемое в процессе работ оборудование (машины и механизмы), которое согласно технического задания обозначено как не потребляемый ресурс (использование в соответствующей графе таблицы (части текста) специальных единиц измерения, а именно: "маш-ч", "чел-ч"). Таким образом, большинство используемых материалов следует считать "используемыми товарами". В документации любые сведения относительно применяемых при производстве работ машин и оборудования, трудовых ресурсах, производственных мощностях, потребляемых ресурсах, не влияющих прямо либо косвенно на результат работ, например, топливо (при наличии подобных сведений), должны восприниматься участниками закупки исключительно как справочные данные, требованиями к выполнению работ (оказанию услуг) данные сведения не являются, при заполнении первой части заявки их внесение не требуется.
Таким образом, Заказчиком разделены понятия используемого в процессе работ товара и иных требований к выполняемым работам и указано какие позиции необходимо указывать при заполнении заявок на участие в закупке.
Кроме того, 05.07.2017 на официальном сайте Заказчиком были размещены изменения документации об электронном аукционе, согласно которым в ч. II "Техническая часть" документации о закупке инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе дополнена и указано, что все товары и их характеристики (показатели) выделены по тексту Технической части посредством полужирного шрифта и подчеркивания и содержатся в таблицах.
В связи с чем, положения документации о закупке позволяют определить установленные Заказчиком требования к закупаемым работам. Следовательно, первый довод жалобы является необоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы было установлено следующее.
Согласно п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" ч. I документации о закупке знак ";" (точка с запятой) при перечислении альтернативных показателей (различных вариантов товара) в составе технического задания означает необходимость выбора одного из указанных показателей (вариантов), при этом в случае если указанный знак используется для разделения частей бессоюзного сложного предложения, данное правило не применяется_ При разделении с помощью указанного знака однородных членов предложения, перечисленных через союз "или"; "либо" (с использованием знаков "-", ";", "/", "\"; применением словосочетания "или эквивалент", использованием иных знаков, или слов, в соответствии с настоящей инструкцией, означающих необходимость указания среди альтернативных вариантов товара) в составе каждой части сложного предложения, и выступающих в качестве альтернативных показателей (различных вариантов товара) участнику необходимо выбрать один из показателей (вариантов товара), содержащийся в каждом простом предложении, входящем с состав бессоюзного сложного.
Исходя из пояснений представителя Заявителя, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, по позиции "Смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко или крупнозернистые), марка: II, тип В" ч. II "Техническая часть" документации о закупке указанное правило заполнения заявок противоречит положениям ГОСТ 9128-2013, так как асфальтобетон не применяется для устройства дорожных покрытий и является уже готовым продуктом.
Вместе с тем, согласно п. 1 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонные смеси и асфальтобетон применяют для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях А, Б и В.
Исходя из п. 3 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии; асфальтобетон - уплотненная асфальтобетонная смесь.
Таким образом, согласно положениям ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонная смесь и асфальтобетон являются различными материалами, применяемыми для устройства дорожных покрытий.
Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Общество не представило доказательств того, что асфальтобетон не применяется для устройства дорожных покрытий, а также доказательств нарушения Закона о контрактной системе при установлении Заказчиком требования об указании участниками закупки по позиции "Смеси асфальтобетонные дорожные или асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко или крупнозернистые), марка: II, тип В" одного из альтернативных вариантов. Соответственно, данный довод Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.
Шестой довод жалобы также признан необоснованным ввиду следующего.
Как было указано выше, в п. 3.2.2 содержится положение инструкции по заполнению заявок, позволяющее разделить понятия используемого в процессе работ товара и иных требований к выполняемым работам. Кроме того, дополнительная инструкция по заполнению заявок, установленная Заказчиком после внесения изменений в документацию об электронном аукционе, четко определяет, какие именно позиции относятся к используемым товарам, а какие к работам.
Таким образом, из анализа документации о закупке следует, что позиция "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа В, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3" является описанием требуемых к выполнению работ, в связи с чем, при заполнении заявки участники закупки не должны представлять в отношении данной позиции конкретные показатели.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ДРСУ" на действия МБУ Гаврилово-Посадского городского поселения "Надежда" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Урицкого г. Гаврилов Посад (извещение N0333300103817000021) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
_______________________________ А.А. Афанасьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 10 июля 2017 г. N 07-15/2017-093
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2017