Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 июля 2017 г. N А154-07/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000317001284 на выполнение работ по текущему ремонту дорожного покрытия ул.Гадиева (от ул.Московская до пр.Доватова) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30 июня 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по мнению Заявителя является излишним и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе выполнения работ необходимо использовать:
1. Раствор готовый кладочный цементный
Содержание оксида кальция (СаО), % по массе: не более 10 или свыше.10.; Удельная поверхность, м2/кг, не менее, 150; Остаток на сите N 008, % по массе, не более: 30. Содержание клинкера в цементе должно быть не менее 20 % массы цемента. Раствор готовый кладочный должен тяжелым или легким Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см2).
2. Асфальтобетонные смеси дорожные
Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С*, не менее 1,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С*, не менее 2,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С*, не более 13. Водостойкость*, не менее 0,80. Водостойкость при длительном водонасыщении*, не менее 0,70. Сдвигоустойчивость* (по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С и по коэффициенту внутреннего трения), не менее 0,36. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин*, МПа, 3,5 - 7,0
3. Битум:
глубина проникания иглы, ОД мм при 25 °С: 91-200; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 40; растяжимость, см, при 25 °С не менее 65; температура вспышки, °С, не ниже 220; изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более 6; индекс пенетрации включительно от - 1,0 до +1,0. Включительно.
4. Битумы нефтяные дорожные марки БНД 60/90.
Показатели битума: глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25°С, 61-90; глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С*, не менее 20; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 47; растяжимость, см, при 25°С* не менее 55; растяжимость, см, при 0°С* не менее 3,5; температура хрупкости, °С*, не выше -15; температура вспышки, °С*, не ниже 230; изменение температуры размягчения после прогрева, °С*, не более 5; индекс пенетрации от - 1,0 включительно до +1,0 включительно.
5. Битумы нефтяные дорожные марки БНД 90/130.
Показатели битума: глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25°С, 91-130; глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С*, не менее 28; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 43; - чтобы соответствовать данному требованию, мы должны до подачи заявки приобрести битум, получить или иметь лицензию на право проведения испытаний материалов, изучить нормативно-техническую документацию перед проведением испытания, иметь или приобрести какое-то оборудование (термокамера, кольца, шары и т.д.) для возможности испытать именно по методу "Кольца и шара", выдать заключение о результатах испытания, причем соответствовать требованию будет только эта партия битума, но не следующая.
растяжимость, см, при 25°С* не менее 65; растяжимость, см, при 0°С* не менее 4,0; температура хрупкости, °С*, не выше -17; температура вспышки, °С*, не ниже 230; изменение температуры размягчения после прогрева, °С*, не более 5; индекс пенетрации от - 1,0 включительно до +1,0 включительно.
6. Асфальтобетоны
Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С*, не менее 1,1 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С*, не менее 2,5 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С*, не более 13. Водостойкость*, не менее 0,85. Водостойкость при длительном водонасыщении*, не менее 0,75. Сдвигоустойчивость* (по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С и по коэффициенту внутреннего трения), не менее 0,26. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин*, МПа, 4,0-6,5.
По мнению Заявителя, требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Кроме того, аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Приложения.
ВМКУ "Дорожный фонд" в объяснении по существу жалобы указало, что установило требования заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки: состав и виды выполняемых работ должны соответствовать техническому заданию и требованиям нормативных документов в области проектирования.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется своими потребностями и принципом объективности.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Следовательно, в силу прямого указания закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки установлены в Техническом задании и сметной документации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно жалобы, требуются испытания партии для определения характеристик на каждую партию по таким позициям технического задания как раствор готовый кладочный цементный, асфальтобетонные смеси дорожные, битумы нефтяные дорожные марки БНД 60/90, битумы нефтяные дорожные марки БНД 90/130, что не соответствует действительности.
Также необоснованны доводы о том, что участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям. Так как участник не должен дважды подтвердить соответствие - сертификатом соответствия от производителя, и не обязан подтвердить строку с характеристикой материала из технического задания - документом собственных испытаний, поскольку его заявка должна соответствовать каждому требованию Заказчика. Участник должен только представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, без представления результатов испытаний.
Согласно Техническому заданию, товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В документации по проведению указанного аукциона в электронной форме, содержится требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в указанном электронном аукционе, и содержит Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая содержит следующее указание:
"Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение когда наименование показателя сопровождается символом " *" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "тт", "тах", "как минимум".
То есть участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом .
Согласно требованиям Закона о контрактной системе, Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Закона о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Подпункт 6.3.5 пункта 6.3 раздела 6 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" документации по проведению указанного аукциона в электронной форме, содержит требования о том, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований, это требование корреспондирует к информации изложенной заказчиком в Техническом задании в Инструкция по заполнению заявки: не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение, кроме того указано, что заказчиком при описании объекта закупки использованы, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Так же установлены показатели (технические и качественные характеристики) товаров, необходимые в использовании при выполнении работ, с указанием максимальных и (или) минимальных значений этих показателей в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
14 июня 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317001284 на выполнение работ по текущему ремонту дорожного покрытия ул.Гадиева (от ул.Московская до пр.Доватова) и Аукционную документацию по указанному Аукциону.
16 июня 2017 года в ЕИС Управлением РСО-Алания были размещены изменения извещения N0310200000317001284 на выполнение работ по текущему ремонту дорожного покрытия ул.Гадиева (от ул.Московская до пр.Доватова) и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, исполнитель обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
В Техническом задании, приложенном к Аукционной документации, указаны требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Техническое задание, приложенное к Аукционной документации, не содержит нестандартных показателей качества товаров.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В Техническом задании Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Указанная Инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
Согласно указанной Инструкции, предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение когда наименование показателя сопровождается символом " *" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "тт", "тах", "как минимум".
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, она не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа при проведении электронного аукциона N0310200000317001284 на выполнение работ по текущему ремонту дорожного покрытия ул.Гадиева (от ул.Московская до пр.Доватова).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 июля 2017 г. N А154-07/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017