Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 июля 2017 г. N А155-07/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - АМС Ирафского района РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317001282 на выполнение работ по ремонту улиц А.Макоева от ул.Сталина до ул.М.Бдтуева и от р.Чиколинка до МБУЗ ЦРБ Ирафского района (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - АМС Ирафского района РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1. Битум марки БНД 70/100:
- глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С: 71-100
- глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0 °С: не менее 22;
- температура размягчения по кольцу и шару: не ниже 48 °С;
- растяжимость при 25 °С: не менее 62 см;
- растяжимость при 0 °С: не менее 3,8 см;
- температура хрупкости: не выше минус 18 °С;
- температура вспышки: не ниже 230 °С;
- потеря массы образца после прогрева: не более 0,6%;
- изменение температуры размягчения после старения не более 6 °С;
- температура хрупкости после старения: не выше минус 15 °С.
2. Битум марки БНД 100/130
- глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С: 101-130
- глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0 °С: не менее 30
- температура размягчения по кольцу и шару: не ниже 45 °С
- растяжимость при 25 °С: не менее 70 см
- растяжимость при 0 °С: не менее 4 см
- температура хрупкости: не выше минус 20 °С
- температура вспышки: не ниже 230 °С
- потеря массы образца после прогрева: не более 0,7%
- изменение температуры размягчения после старения: не более 6 °С
- температура хрупкости после старения: не выше минус 17 °С
3. Песок из отсевов дробления горных пород
Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3% по массе.
Содержание глины в комках должно быть не более 0,35% по массе.
Содержание пластинчатой и игловатой форм должно быть не более 15% по массе.
Модуль крупности должен быть от 3,0 до 3,5.
Полный остаток на сите с сеткой N 063 должен быть от 65 до 75 (% по массе).
Допустимое содержание зерен крупностью:
- свыше 10 мм не более 0,5% по массе;
- свыше 5 мм не более 5% по массе;
- менее 0,16 мм не более 5% по массе.
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов ( Аэфф ):
- Все виды строительства: До 370 Бк/кг
4. Горячекатаная арматурная сталь гладкая
Предел текучести* т, Н/мм2 (кгс/мм2) Не менее 235 (24)
Временное сопротивление разрыву* B, Н/мм2 (кгс/мм2).
По мнению Заявителя, требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Кроме того, аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Приложения.
АМС Ирафского района РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указала, что установила требования заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки: состав и виды выполняемых работ должны соответствовать техническому заданию и требованиям нормативных документов в области проектирования.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется своими потребностями и принципом объективности.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Закона о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Следовательно, в силу прямого указания закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки установлены в Техническом задании и сметной документации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно жалобы, требуются испытания партии для определения характеристик на каждую партию по таким позициям технического задания как как Битумы или арматурная сталь, что не соответствует действительности.
Также необоснованны доводы о том, что участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям. Так как участник не должен дважды подтвердить соответствие - сертификатом соответствия от производителя, и не обязан подтвердить строку с характеристикой материала из технического задания - документом собственных испытаний, поскольку его заявка должна соответствовать каждому требованию Заказчика. Участник должен только представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, без представления результатов испытаний.
Согласно Технического заданию Заказчика товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В документации по проведению указанного аукциона в электронной форме, содержится требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в указанном электронном аукционе, и содержит Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая содержит следующее указание:
"Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение когда наименование показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "тт", "тах", "как минимум".
То есть участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Согласно требованиям Закона о контрактной системе, Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Закона о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Кроме того, указала, что согласно положений теории композиционных материалов, роль битума в составе дорожного асфальтобетона заключается не только в "склеивании" зерен минерального материала, но и в обеспечении когезионной прочности покрытия, а также деформативной способности его в реальных условиях эксплуатации при воздействии динамических нагрузок (сдвиг и др.). Теоретически соответствие фактического качества дорожного битума нормативным требованиям, в частности ГОСТ 22245-90, должно быть гарантом стабильности и обеспечивать эксплуатационную надежность дорожного покрытия на расчетный период времени.
Свойства битумов определяются природой исходной нефти и могут регулироваться подбором смеси исходного сырья, а также в процессе окислительного структурирования.
Для классификации товарных битумов по сортам в зависимости от их качества разработаны и применяются различные методы испытания. Эти методы утверждены действующими стандартами.
Дорожные битумы используются в условиях повышенной нагрузки, поэтому и требования к их качеству предъявляются повышенные. Есть определенный перечень основных важных качеств, которыми должны обладать битумы для использования в дорожных условиях, к которым, по мнению Заказчика, относятся:
1. Пенетрация - показатель, характеризующий глубину проникания тела стандартной формы в полужидкие и полутвердые продукты при определенном режиме, обусловливающем способность этого тела проникать в продукт, а продукта - оказывать сопротивление этому прониканию.
Пенетрация характеризует степень твердости битумов. Чем выше пенетрация битума при заданной температуре размягчения и при заданной пенетрации - температура размягчения битума, тем выше его теплостойкость. Этот показатель характеризует консистенцию и твердость битума. На величину пенетрации влияет состав битума: с увеличением содержания в нем масел пенетрация растет, а при удалении из него летучих веществ, а также с увеличением содержания асфальтенов и карбенов она уменьшается.
Пенетрацию определяют пенетрометром, устройство которого и методика испытания даны в ГОСТ 11501-78.
Сущность метода определения пенетрации заключается в измерении глубины, на которую погружается игла пенетрометра в испытуемый образец битума при заданной нагрузке, температуре и времени и выражается в единицах, соответствующих десятым долям миллиметра (0,1 мм).
За единицу пенетрации принята глубина проникания иглы 0,1 мм. Пенетрация дорожных нефтяных битумов различных марок при 25 °С, нагрузке 100 Г, в течение 5 сек составляет 40-300*0,1 мм, а при 0 °С, нагрузке 200 Г, в течение 60 сек- от 13 до 50*0,1 мм. Таким образом, в зависимости от температуры, нагрузки и длительности проникания иглы значение пенетрации существенно изменяется. Поэтому условия ее определения заранее оговаривают.
Показатель "глубина проникновения иглы 0,1 мм" прямо регламентируется ГОСТ 22245-90 (Битумы нефтяные дорожные вязкие) и указаны в этом ГОСТе. Величина устанавливается производителем.
2. Температура размягчения битумов - это температура, при которой битумы из относительно твердого состояния переходят в жидкое.
Она зависит от веществ, входящих в его состав. Увеличение содержания смол и асфальтенов ведет к повышению температуры размягчения, в то время как неполимеризующиеся и трудноокисляемые масла, наоборот, ее снижают.
Методика определения температуры размягчения научно обоснована и широко применяется на практике. Испытание проводят по ГОСТ 11506-73 методом "кольцо и шар" (КиШ), а также иногда методом Кремер - Сарнова.
Температура размягчения характеризует верхний температурный предел применения битума (термостойкость). Температура размягчения битума является постоянной величиной, которая напрямую зависит от входящих в нее веществ. Следовательно, при производстве битума производитель регулирует данную величину в зависимости от потребностей заказчиков. Подробное указание характеристик битума Участником является предельно важным и позволяет Заказчику быть уверенным в том, что будет поставлен товар именно того качества которое необходимо в соответствие с техническим заданием и потребностями Заказчика.
Показатель: Горячекатаная арматурная сталь гладкая. Временное сопротивление разрыву* B, Н/мм2 (кгс/мм2) Не менее 373 (38).
Данный показатель отмечем символом "*", что в соответствие с аукционной документацией позволяет Участнику предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум".
Требования к стали установлены в ГОСТ 5781-82.
То есть, участнику, для того чтобы их заявка соответствовала требованиям технического задания, необходимо, перед тем как подать заявку, уточнить у производителя характеристики того товара, который они обязуются поставить, на соответствие ГОСТу который его регламентирует. Среди основных показателей по указанным ГОСТам как раз и будут присутствовать все вышеперечисленные характеристики как неотъемлемые составляющие качества товара.
На основании накопленного практического опыта работы с битумами разных марок можно сделать вывод о том, что для повышения долговечности для России методы оценки и показатели физико-механических свойств дорожного битума должны четко соответствовать установленным ГОСТ и нормам, что позволяет практически исключить такие виды разрушений, как эрозия, наплывы, колейность, даже на грузонапряженных трассах. При этом безремонтный срок службы дорожных покрытий увеличивается с 1-2 лет до 7 и более.
На основании вышеуказанного выше, Заказчик считает доводы изложенные в жалобе необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
14 июня 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) были размещены извещение N0310200000317001282 на выполнение работ по ремонту улиц А.Макоева от ул.Сталина до ул.М.Бдтуева и от р.Чиколинка до МБУЗ ЦРБ Ирафского района и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 14.06.2017 г. АМС Ирафского района РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, исполнитель обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
В Техническом задании, приложенном к Аукционной документации, указаны требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Техническое задание, приложенное к Аукционной документации, не содержит нестандартных показателей качества товаров.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 6.3 Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Указанная Инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
Согласно указанной Инструкции:
- в случае, когда наименование показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире","не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "не глубже", "не темнее", "не превышает", "не ранее", "не позднее", "максимальное значение","минимальное значение","min","max", "максимальный(ая), (ую)>>,"минимальный(ая),(ую)", "как минимум", символ "-";
- в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, то участникам закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров либо в диапазонном виде, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, она не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Пунктом 4.3.3. проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, подрядчик обязан уведомить заказчика о привлечении субподрядных организаций, привлекаемых к выполнению работ по содержанию и перечень работ, передаваемых на субподряд, за 10 дней до подписания договора субподряда. Отсутствие уведомления заказчика дает ему право не оплачивать работы подрядчику, выполненные субподрядными организациями.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия, муниципального заказчика - АМС Ирафского района РСО-Алания, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - АМС Ирафского района РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317001282 на выполнение работ по текущему ремонту дорожного покрытия ул.Гадиева (от ул.Московская до пр.Доватова).
2. Признать АМС Ирафского района РСО-Алания нарушившим требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Выдать АМС Ирафского района РСО-Алания и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА155-07/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица АМС Ирафского района РСО-Алания, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 июля 2017 г. N А155-07/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017