Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 июля 2017 г. N А149-07/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Профит-плюс" (юр.адрес: 354068, Краснодарский край г. Сочи, пер. Виноградный 2А, оф.201; факт. адрес: 354068, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Навагинская 9Д, оф.420) на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО - Алания (362025, РСО-А, г. Владикавказ, ул. Фрунзе, 24) при осуществлении закупки на выполнение работ по обустройству пешеходных переходов на автодорогах регионального (межмуниципального) значения, согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000317001167) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28 июня 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия Комитета дорожного хозяйства РСО - Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1.В жалобе Заявитель указал, что Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение Заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе , документов и информации, не допускается.
Заявитель считает, что при описании характеристик товаров не соблюдены требования к составу первой части заявки.
В Техническом задании Аукционной документации в таблице "Требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам основных товаров (материалов) используемых для выполнения работ" указано:
- в пункте Гипсовые вяжущие:
Предел прочности образцов - балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 ч при сжатии и при изгибе, МПа (кгс/см2), не менее 1,8(18).
Максимальный остаток на сите (наименование показателя изменению не подлежит) с размерами ячеек в свету 0,2 мм, % *, должен быть не более 23;
- в пункте Проволока:
Механические свойства проволоки должны соответствовать: временное сопротивление разрыву, в диапазоне не более 340/1080 (35/110) Н/мм2 (кгс/мм2); относительное удлинение %, для термически обработанной проволоки* не менее 18. Термически необработанная проволока должна без разрушения выдерживать четырех перегибов;
- в пункте Битумы нефтяные дорожные жидкие:
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С*, с 40-130.
Количество испарившегося разжижителя *, %, не менее 7. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя*, °С, не ниже 28. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле*, °С, не ниже 45. Жидкие битумы должны выдерживать испытание на сцепление с мрамором или с песком(наименование показателя изменению не подлежит) в соответствии с контрольным образцом N2;
- в пункте Лак электроизоляционный:
Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0_0,5) °С, с*, 25-50.
Кислотное число, мг КОН* не более 10. Время высыхания до степени 3 при температуре 105-110 °С, ч*, должно быть не более 1 ч. Способность просыхания лака в толстом слое при температуре 115-120 °С* должно быть неболее 16 ч. Термоэластичность пленки при температуре (150_2) °С*, ч. не менее 48. Твердость покрытия* по маятниковому прибору при температуре (20_2) °С, типа М-3, ТМЛ (маятник А), условные и относительные единицы*, не менее 0,15. Маслостойкость пленки*, не менее 78 Н. Электрическая прочность пленки при температуре (202) °С*, должно быть не менее 70-МВ/м, при температуре (130
2) °С*, должно быть не менее 40-МВ/м, после действия воды в течение 24 ч при температуре (20
2) °С*, должно быть не менее ЗОМВ/м. Удельное объемное электрическое сопротивление пленки*, Ом-м при температуре (20
2) °С и (130
2) °С, после действия воды в течение 24 ч при температуре (20
2) °С должно быть не менее 1*109.
Заявитель указывает, что требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям. Если же эти характеристики выписаны из технических стандартов, тогда участник дважды должен подтвердить соответствие - один раз - сертификатом соответствия от производителя, второй раз подтвердить строку с характеристикой материала из технического задания - документом собственных испытаний, поскольку его заявка должна соответствовать каждому требованию Заказчика. Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Технического задания.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по мнению Заявителя, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Заявитель считает, что действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель считает, что Заказчик, установил неправомерное требование декларирования о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников:
В объяснении по существу жалобы Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания указал, что считает жалобу на положения Аукционной документации необоснованной.
1. 29.05.2017 г. в единой информационной системе было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0310200000317001167 "Выполнение работ по устройству пешеходных переходов на автодорогах регионального (межмуниципального) значения, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации".
Довод жалобы о нарушениях части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе при подготовке Заказчиком документации о закупке носит недостоверный характер. Считает, что заявитель недостаточно внимательно изучил аукционную документацию, в том числе инструкцию по подготовке заявок.
Закон о контрактной системе обязывает Заказчика при описании объекта закупки использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из смысла указанной нормы, заказчик обязан использовать при составлении технического задания стандартные показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТами.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
В силу вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в оспариваемой документации приведена инструкция по подготовке заявок (пункт 6.3.).
Так, например, согласно инструкции по заполнению заявки:
- в случае, когда наименование показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "не глубже", "не темнее", "не превышает", "не ранее", "не позднее", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "максимальный(ая),(ую)>>, "минимальный(ая),(ую)>>, "как минимум", символ "-";
- в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, то участникам закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров либо в диапазонном виде, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
Исходя из вышеизложенного, отсутствуют признаки ограничения участия в торгах, так как инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
Довод жалобы о том, что аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей несостоятелен, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которым обязанность Заказчика обосновывать необходимость использования показателей вытекает только в случае, если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.
Заявителем не приведены доказательства того, что оспариваемая закупка содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминология, не предусмотренные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, ввиду отсутствия вышеуказанных признаков в оспариваемой закупке.
Доводы Заявителя о нарушениях законодательства относительно позиций технического задания носят также недостоверный характер:
- по позиции Технического задания "Гипсовые вяжущие" показатели Предел прочности образцов-балочек размерами 40x40x160 мм в возрасте 2 ч при сжатии и при изгибе, МПа (кгс/см2), не менее 1,8(18). Максимальный остаток на сите (наименование показателя изменению не подлежит) с размерами ячеек в свету 0,2 мм, %*, должен быть не более 23 соответствуют требованиям установленным ГОСТ 125-79, так как устанавливают требования к приведенным показателям в виде единого диапазона значений по ГОСТ 125-79 (в том числе по максимальному либо минимальному для них значению, либо одновременно по максимальному и минимальному для них значениям), которые сопровождаются термином "предел" и символом "*", что согласно требований инструкции предполагает возможность указания участником закупки диапазонного значения в зависимости от выбранного им вида вяжущего: грубого помола либо среднего помола или тонкого помола. Таким образом для участника закупки не установлено требование закупать всю партию материала, и проводить испытания, в случае если не обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, он вправе указать диапазонные значения предусмотренные требованиям ГОСТ 125-79 для предлагаемого вида вяжущего.
- по позиции Технического задания "Проволока" показатели Механические свойства проволоки должны соответствовать: временное сопротивление разрыву, в диапазоне не более 340-4080 (35-И 10) Н/мм (кгс/мм ); относительное удлинение для термически обработанной проволоки* не менее 18. Термически необработанная проволока должна без разрушения выдерживать не меньше четырех перегибов соответствуют ГОСТ 3282-74, в том числе пункту 2.3. ГОСТ 3282-74:
п.2.3. Термически необработанная проволока диаметром 0,50-6,00 мм должна без разрушения выдерживать не менее четырех перегибов, так как устанавливают требования к приведенным показателям в виде единого диапазона значений по ГОСТ 3282-74 (в том числе по максимальному либо минимальному для них значению, либо одновременно по максимальному и минимальному для них значениям), которые сопровождаются символом "*", что согласно требований инструкции предполагает возможность указания участником закупки диапазонного значения зависимости от выбранного им типа проволоки. Согласно инструкции по заполнению заявки показатели, по своей сути имеющие диапазонное значение, выделены графическими знаками ">" (больше или равно), "<" (меньше или равно), "<" (меньше), ">" (больше), такие показатели изменению не подлежат, т.е участнику нет необходимости конкретизировать количество перегибов для проволоки так как показатель выделен знаком ">" . Таким образом, для участника закупки не установлено требование закупать всю партию материала, и проводить испытания, в случае если не обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, он вправе указать диапазонные значения предусмотренные требованиям ГОСТ 3282-74.
- по позициям Технического задания " Битумы нефтяные дорожные жидкие ", " Лак электроизоляционный ", аналогично вышеприведенным позициям показатели соответствуют требованиям установленным соответствующими ГОСТ-ми: ГОСТ 11955-826, ГОСТ 15865-70, так как устанавливают требования к приведенным показателям в виде диапазона значений в соответствии с вышеприведенными ГОСТ-ми (в том числе по максимальному либо минимальному для них значению, либо одновременно по максимальному и минимальному для них значениям), которые сопровождаются символом "*", что согласно требований инструкции предполагает возможность указания участником закупки диапазонного значения. Таким образом, для участника закупки не установлено требование закупать всю партию материала, и проводить испытания, в случае если не обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, он вправе указать диапазонные значения предусмотренные соответствующими ГОСТ-ми.
2.Второй пункт жалобы носит недостоверный характер. Заявитель недостаточно внимательно изучил Аукционную документацию.
Пункт 6.2. ч.6 Аукционной документации устанавливающий состав второй части заявки на участие в электронном аукционе не содержит требования о необходимости представления декларирования о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Кроме того, 13.06.2017 г. были внесены изменения в Аукционную документацию и в связи с публикацией Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2017 года N244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" требования Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 были в полном объеме исключены из состава аукционной документации, что дополнительно подтверждает несостоятельность доводов заявителя жалобы.
Также Заказчик обратил внимание на то, что его действия никак не могли ограничить права и интересы Заявителя, поскольку согласно данных ЕГРЮЛ (выписка прилагается) находящихся в свободном доступе в сети интернет, в рамках основных и дополнительных видов деятельности ООО "Профит-плюс" отсутствует деятельность, связанная с выполнением каких-либо работ на автомобильных дорогах.
В связи с чем, считает доводы жалобы необоснованными, жалобу не подлежащую удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 29.05.2017 г. Управление РСО - Алания и Комитет дорожного хозяйства РСО - Алания разместили в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона N0310200000317001167 на выполнение работ по устройству пешеходных переходов на автодорогах регионального (межмуниципального) значения, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (далее - Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 29.05.2017 года председателем Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, исполнитель обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
В Техническом задании, приложенном к Аукционной документации, указаны требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Техническое задание, приложенное к Аукционной документации, не содержит нестандартных показателей качества товаров.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 6.3 Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Указанная Инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
Согласно указанной Инструкции:
- в случае, когда наименование показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире","не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "не глубже", "не темнее", "не превышает", "не ранее", "не позднее", "максимальное значение","минимальное значение","min","max", "максимальный(ая), (ую)>>,"минимальный(ая),(ую)", "как минимум", символ "- ";
- в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, то участникам закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров либо в диапазонном виде, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
2. Пункт 6.2. ч.6 Аукционной документации устанавливает состав второй части заявки на участие в электронном аукционе и он не содержит требований о необходимости представления декларирования о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, она не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Профит-плюс" на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по устройству пешеходных переходов на автодорогах регионального (межмуниципального) значения, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000317001167).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 июля 2017 г. N А149-07/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017