Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 июля 2017 г. N 454
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
с участием представителей:
от заявителей ООО СМУ "СПЕЦСТРОЙМОНТАЖ" - не явились, уведомлены;
от заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" - Егоровой Татьяны Ивановны;
от уполномоченного учреждения - Шумакова Юрия Михайловича;
рассмотрев жалобуООО СМУ "СПЕЦСТРОЙМОНТАЖ" на положения документации закупки N 0817200000317000914 "Выполнение работ по текущему ремонту: замена электропроводки, электроосветительного оборудования и подвесных потолков в здании КГБУ АКУНБ", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО СМУ "СПЕЦСТРОЙМОНТАЖ" на положения документации закупки N 0817200000317000914 "Выполнение работ по текущему ремонту: замена электропроводки, электроосветительного оборудования и подвесных потолков в здании КГБУ АКУНБ", в которой заявитель указывает, что описание объекта закупки содержит требования к используемым при выполнении работ товарам (материалам), которые могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок и приводит к ограничению конкуренции при проведении данной закупки. Кроме того, в жалобе указал на ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика, признать жалобу обоснованной.
ПредставительЗаказчикапредставила документы по запросу, а так же пояснила, что с доводами жалобы не согласна, считает ее необоснованной.
ПредставительУполномоченного представил документы по запросу, пояснил что документация об аукционе составлена исходя из потребностей Заказчика к поставляемому товару.
Рассмотрев возражение на жалобу, представленное Заказчиком, Уполномоченным учреждением, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам:
20.03.2017на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0817200000317000914 "Выполнение работ по текущему ремонту: замена электропроводки, электроосветительного оборудования и подвесных потолков в здании КГБУ АКУНБ".
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 3 письма ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г. "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При изучении аукционной документации Комиссией Алтайского краевого УФАС по контролю в сфере закупок установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлены следующие требования к товарам:
по позиции 23, 24, 25, 26 "Светильник светодиодный накладной" Заказчик в графе"Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры" в отношении характеристик:
- "Световая отдача одного светодиода, до рассеивателя (видимый свет самого светодиода) установил требование не менее 10Лм\вт";
- "Общий световой поток после рассеивателя, (фактически)" не менее 3000Лм";
- "Ресурс работы светодиодного светильника" не менее 50000 час";
- "Длина корпуса светодиода не более 35 мм";
- "Угол излучения светодиода не более 118 градус";
По позиции 1 "Кабель силовой с медными жилами" Заказчик в графе "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры" в отношении характеристики "срок службы кабелей не менее 25 лет".
Вместе с тем, согласно п. 8.7 ГОСТ 31996-2012проверку срока службы (5.2.6) проводят методом ускоренного термического старения по методикам, разработанным в соответствии с ГОСТ 27.410.
Комиссия Алтайского краевого УФАС соглашается с доводом Заявителя, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей в виде одного значения, диапазона значений, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, влечет за собой ограничение доступа к участию в закупке.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводу, что требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
- по позиции 1 "Кабель силовой с медными жилами" соответствует ГОСТ 31996-2012 Заказчик в графе "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры" в отношении характеристики "номинальная толщина наружной стенки" установил требование не менее 1,2 мм".
Тогда как в соответствии с п. 5.2.1.14 ГОСТ 31996-2012 установлено, номинальное значение толщины оболочки многожильных кабелей должно быть не менее 1,8 мм.
- по позиции 16 "Автомат трехполюсный 40А" соответствует ГОСТ IEC60898-2-2011, установил требование о предоставлении участником закупки следующих характеристик:
- "диапазон температуры эксплуатации", "сечение подключаемого провода", "номинальное напряжение изоляции".
Вместе с тем, указанные характеристики не предусмотрены ГОСТ IEC 60898-2-2011.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установив в описании объекта закупки в таблице показатели не соответствующие ГОСТ 31996-2012, ГОСТ IEC 60898-2-2011заказчик при описании объекта закупки использует нестандартные показатели и не сопровождает их надлежащим обоснованием.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 1 письма ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г. "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" установлено, чтов целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Разделом 10 документации об электронном аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе:
10.1. Все связанные с проведением аукциона документы и сведения направляются участником в форме электронных документов.
10.2. Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
10.3. Заявка должна быть составлена на русском языке. Исключение составляют фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования производителей, которые могут указываться на иных языках.
Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок установила, что документацией об электронном аукционе установлена инструкция, которая не обеспечивает возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые, документацией об электронном аукционе, показатели, а также значения таких показателей, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь, статьей 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ СПЕЦСТРОЙМОНТАЖ"обоснованной;
2. Признать действия Заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова"выразившиеся в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку оно было выдано при рассмотрении жалобы ООО "АЛТАЙСТРОЙ" (448/17).
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н.Кудельникова |
|
_____________________________ |
И.В. Миненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 июля 2017 г. N 454
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017