Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 июля 2017 г. N 03-10.1/166-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____." - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
"_____." - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____." - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэдианс" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Рэдианс") на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Павлоградского муниципального района Омской области "Милоградовская основная школа" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту систем электроосвещения, отопления, отделочные работы спортивного зала для создания условий занятий физической культурой и спортом (извещение N 0352300049317000003) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5240 от 29.06.2017) жалоба заявителя, из которой следует, что аукционной комиссией были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по итогам рассмотрения первых частей заявок участников закупки.
Кроме того, жалоба содержит доводы, связанные с обжалованием положений документации об аукционе.
Однако частью 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе, в том числе предусмотрено, что жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая требования части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе, жалоба принята и рассматривается исключительно в части обжалования действий аукционной комиссии.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5236 от 30.06.2017) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 5342 от 03.07.2017), из которых следует, что 15.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 893172,88 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 23.06.2017 на участие в закупке поступило семь заявок, пяти участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе, в том числе заявителю.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 26.06.2017 наименьшее ценовое предложение 781526,13 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.
Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 28.06.2017, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "Проектно-строительная компания "Вектор".
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении N 1 "Перечень материалов (товаров) используемых при выполнении работ" (далее - Перечень материалов) к документации об аукционе установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, с указанием на товарный знак.
Однако в нарушение подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в пункте 1 части 26 документации об аукционе установлено лишь следующее требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе:
"согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Приложением N 1 к Заказу (Приложение N 1 - Заказ на выполнение работ), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
По позициям N 1, N 6, N 11 и N 21 Перечня материалов установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование материалов (товаров), которые должны быть использованы в ходе выполнения работ |
Показатели, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке материала (товара) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Каналы кабельные ПХВ или эквивалент |
Размер не менее 16x16 мм (длиной не должно быть меньше 2000 мм) |
6 |
Грунтовка "Тифенгрунд", КНАУФ или эквивалент |
Расход: не менее 0,1 кг/м2 Время высыхания: не превышает 3 часа Цвет: преимущественно белый Морозостойкость (опционально): 5 циклов Упаковка: ведро с герметичной крышкой (без запайки пленкой) 10 или 5 кг |
11 |
Баскетбольный щит DFC предназначен для игры в баскетбол (стритбол). или эквивалент |
Изготовлен из МДФ и крепится к стене. Баскетбольное кольцо должно быть 45 см, цвет преимущественно оранжевый. Размер щита не должен быть менее 110 х 72 см |
21 |
Краны Маевского для воды или эквивалент |
Преимущественно бронзовый давлением не менее 0.6 МПа (6кгс/см2) диаметром не менее 10 мм |
Относительно показателей с использованием слов "преимущественно" в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано:
"Сопровождение параметра словом "преимущественно" означает указание конкретного значения показателя".
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 23.06.2017 указано следующее основание отказа в допуске Заявителя к участию в аукционе:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ).
Каналы кабельные ПХВ - Размер не менее 16x16 мм, грунтовка - Цвет: преимущественно белый, Баскетбольный щит - преимущественно оранжевый, Маевского для воды- Преимущественно бронзовый. В инструкции "Сопровождение параметра словом "преимущественно" означает указание конкретного значения показателя. Показатели значений не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующих слов (с учетом всех форм): "не более", "не менее", "или", "либо", "превышает", "не превышает"".
В жалобе Заявителя приведены следующие доводы:
"Относительно показателей с использованием слова "преимущественно" в Инструкции указано:
"Сопровождение параметра словом "преимущественно" означает указание конкретного значения показателя"
При этом не предоставляется возможным определить каким образом следует трактовать вышеуказанный пункт инструкции:
1. Показатели с использованием слова "преимущественно" - являются конкретными показателями и изменению не подлежат;
2. Показатели с использованием слова "преимущественно" - являются неконкретными показателями и должны быть конкретизированы в заявке участника, без использования слова "преимущественно".
Таким образом, поскольку Инструкция не содержит конкретных требований к указанию участниками показателей с использованием слова "преимущественно", участники закупки указывают такие показатели на свое усмотрение.
Кроме того, указание в Приложении показателей с использованием слова "преимущественно" не предполагает возможность выбора (указания иного показателя)".
Изучив первые части заявок на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что заявка заявителя по позициям N 6, N 11 и N 21 содержала все значения показателей товара, указанные в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Комиссия согласилась с доводом заявителя и считает, что использование слова "преимущественно" означает, что будет использоваться несколько значений, одно из которых в большей степени.
Таким образом, данный показатель не подлежит конкретизации и однозначно трактуется как неизменяемый.
Комиссия считает, что аукционная комиссия неверно истолковала инструкцию по заполнению первой части заявки, что привело к необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе трем (N 4, N 6 и N 7) участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия считает довод жалобы заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе по позициям N 6, N 11 и N 21 обоснованным.
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводом жалобы заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе по позиции N 1 Перечня товаров по следующим основаниям.
В инструкции по заполнению заявки документации об электронном аукционе указано следующее: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Показатели значений не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующих слов (с учетом всех форм): "не более", "не менее", "или", "либо", "превышает", "не превышает" (за исключением случаев, установленных настоящей документацией), "может", "должен", "должен быть"и т.п., то есть должны быть конкретными. Под неконкретными показателями понимаются показатели значений, которые указываются с теми же словами и знаками, сопровождающими числовые значения, а также значения, имеющие варианты выбора, которые установлены в описании объекта закупки. Сопровождение параметра словом "преимущественно" означает указание конкретного значения показателя".
При этом в заявке заявителя по позиции N 1 Перечня товаров указано следующее:
N п/п |
Наименование материалов (товаров), которые должны быть использованы в ходе выполнения работ |
Показатели, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке материала (товара) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Каналы кабельные ПХВ или эквивалент |
Размер не менее 16x16 мм (длиной 2000 мм) |
Таким образом, по позиции N 1 Перечня товаров Обществом не был представлен конкретный показатель.
При этом, по мнению Комиссии, Обществу было понятно положение инструкции по заполнению заявки в отношении использования слова "не менее", поскольку по иным позициям Перечня товаров (N 16, N 19, N 20, N 21), в которых использовалось слово "не менее", заявителем был указан конкретный показатель.
На основании изложенного Комиссия считает довод жалобы заявителя о то, что Обществу было неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе по позиции N 1 Перечня товаров необоснованным.
3.2. В соответствии с требованиями части 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте ЕИС 15.06.2017.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен 22.06.2017 (седьмой день со дня размещения извещения).
Комиссия отмечает, что сроки размещения извещения должны исчисляться исключительно от даты окончания срока подачи заявок вне зависимости от того, когда в организации установлено начало или окончание рабочего дня.
Таким образом, при размещении извещения нарушены требования части 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе. При этом у Комиссии отсутствуют доказательства, что данное нарушение повлияло на возможность подачи заявок участниками закупки.
3.3. Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией определено, что в позиции N 4 Перечня товаров указано следующее:
N п/п |
Наименование материалов (товаров), которые должны быть использованы в ходе выполнения работ |
Показатели, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке материала (товара) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Светильник или эквивалент |
Светодиодный для спортзала с решеткой. (ARN-208L-39-Sport-IP65-E) 39 Вт) |
По мнению Комиссии, подобное описание объекта закупки, без указания параметров эквивалентности по позиции N 4 Перечня товаров свидетельствует о необходимости предоставления участниками закупки товара конкретного производителя в рассматриваемом случае ООО ПК "ТЭНС".
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что описание объекта закупки по позиции N 4 Перечня товаров ограничило количество участников закупки в связи с невозможностью поставки указанного в позиции N 4 товара.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Рэдианс" на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Павлоградского муниципального района Омской области "Милоградовская основная школа" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту систем электроосвещения, отопления, отделочные работы спортивного зала для создания условий занятий физической культурой и спортом (извещение N 0352300049317000003) в части неправомерного отказа Обществу в допуске к участию в электронном аукционе (за исключением за по позиции 1 Перечня материалов).
2. Признать в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Павлоградского муниципального района Омской области "Милоградовская основная школа" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 63, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Павлоградского муниципального района Омской области "Милоградовская основная школа" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_____." |
Члены Комиссии: |
"_____." |
|
"_____." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 июля 2017 г. N 03-10.1/166-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017