Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 июля 2017 г. N 04-07/149-2017
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОЛВЕР-ИТ" (далее - Заявитель, Общество, ООО "СОЛВЕР-ИТ") от 28.06.2017 исх. N У-0628/01 (вх. N 3094 от 29.06.2017) на действия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" (далее - Заказчик), связанные с заключением контракта по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку ноутбуков для нужд ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области (закупка N 0366100008617000059) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, связанные с заключением Контракта на поставку ноутбуков для нужд ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области (далее - Контракт) по итогам Электронного аукциона (закупка N 0366100008617000059).
Из жалобы следует, что по итогам проведения электронного аукциона, Общество признано победителем данного аукциона.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, Заказчиком было необоснованно предоставлено преимущество одной или нескольким заявкам, поданным на участие в данном Электронном аукционе, на основании пунктов 3,4,6 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком не должно было применяться постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем снижение Заказчиком цены Контракта, предложенной Обществом, про его заключении на 15 % неправомерно.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, просит провести внеплановую проверку действий Заказчика, связанных с заключением Контракта по итогам электронного аукциона.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика при заключении Контракта соответствующими Закону, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на поставку ноутбуков для нужд ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области (далее - документация об электронном аукционе) размещены 05.06.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 438,86 рублей.
Согласно части 1 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 указанной статьи Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Так постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1).
В пункте 7 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту 6 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Как следует из представленных документов, товар, предполагаемый к поставке по итогам Электронного аукциона, имеет код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, входящий в соответствующий перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 968. При таких обстоятельствах постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 968 распространяет свое действие на данную закупку.
В Извещении о проведении Электронного аукциона установлено ограничение следующего содержания: "Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ . В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, Комиссией установлено, что в пункте 29 "Применение национального режима" раздела I "Общие положения документации об аукционе" документации об электронном аукционе, предусмотрено применение следующих нормативных правовых актов:
- постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в Приказе N 155."
В подпункте 6.6.5 пункт 6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие положения документации об аукционе" документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и сведения: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов - (декларация страны происхождения).
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона, как пункт 6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие положения документации об аукционе" документации об электронном аукционе, так и документация об электронном аукционе в целом, не содержат перечня документов, указанных в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 968.
В соответствии с пунктом 1 части 1статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В подпункте 4.1 пункта 4 "Требования к участникам закупки" раздела I "Общие положения документации об аукционе" документации об электронном аукционе Заказчиком установлено: "соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом настоящего аукциона".
Однако применимо к объекту данной закупки (поставка ноутбуков) требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1статьи 31 Закона не применимы.
Учитывая данный факт, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в подпункте 6.6 пункта 6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие положения документации об аукционе" документации об электронном аукционе, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе "документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона".
Кроме того, в подпункте 6.6 пункта 6 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие положения документации об аукционе" документации об электронном аукционе, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе "документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1.1 статьи 31 Закона", вместе с тем Законом не предусмотрено право Заказчика требовать документы, подтверждающие отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Установив данные требования, Заказчик нарушил часть 6 статьи 66 Закона.
Согласно пункту 13.1 статьи 34 Закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Исходя их положения части 8 статьи 30 Закона, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В Извещении о проведении Электронного аукциона указано, что данная закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем в подпункте 3.2 пункта 3 "Цена и порядок расчетов" раздела III "Проект государственного контракта" установлено, что "оплата поставленного товара производится в форме безналичного денежного расчета за счет средств дополнительного бюджетного финансирования не позднее 20 (двадцати) банковских дней с момента поставки товара Государственному заказчику, выставления Поставщиком товарных накладных по форме торг-12 и счетов-фактур (счетов)".
Установив данное требование, Заказчик нарушил часть 13.1 статьи 34, часть 8 статьи 30 Закона.
Таким образом, положения документации об электронном аукционе не соответствуют положениям Закона. Документация об электронном аукционе утверждена начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области полковником внутренней службы С.В. Доброславским.
В указанных действиях должностного лица Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.06.2017 установлено, что по результатам подведения итогов электронного аукциона победителем признано ООО "СОЛВЕР-ИТ".
В связи с несоблюдением Заказчиком определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе, в том числе к составу заявок на участие в Электронном аукционе, Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным дать правовую оценку действиям Заказчика при применении положений приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОЛВЕР-ИТ" от 28.06.2017 исх. N У-0628/01 (вх. N 3094 от 29.06.2017) на действия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" связанные с заключением контракта по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку ноутбуков для нужд ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области (закупка N 0366100008617000059) необоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (закупка N 0366100008617000059) признать федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" нарушившим часть 8 статьи 30, часть 6 статьи 31, часть 13.1 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать единой комиссии федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе осуществления закупки N 0366100008617000059.
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 8 статьи 30, части 6 статьи 31, части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона путем аннулирования электронного аукциона на поставку ноутбуков для нужд ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тульской области (закупка N 0366100008617000059).
5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 июля 2017 г. N 04-07/149-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017