Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2017 г. N 2-57-7504/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Главного специалиста-эксперта обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей ФГБУ "ФНЦТИО им. Академика В.И. Шумакова" Минздрава России: Т.О. Попова, И.В. Максимова,
в отсутствие представителей ООО "КОМРЕТ", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/31760/17 от 28.06.2017,
рассмотрев жалобу ООО "КОМРЕТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФНЦТИО им. Академика В.И. Шумакова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке в зданиях ФГБУ "ФНЦТИО им. ак. В. И. Шумакова" Минздрава России (Закупка N0373100091417000257) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/31760/17 от 28.06.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что согласно Инструкции по заполнению заявки:
- "Символ "*" в наименовании параметра означает, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение (указанное крайнее значение, в данном случае, так же может быть включено в предложение участника)".
- "Если наименование показателя заключено в квадратные скобки "[ ]", то участник должен предоставить значение по данному показателю в форме диапазонного или неконкретного значения, соответствующего требованиям установленным Заказчиком и нормативным документам".
Установлено, что в Приложении N 1 к Техническому заданию "Требования к товарам, используемым при оказании услуг", Заказчиком, в том числе, установлены требования в столбце "наименование показателей" с одновременным использованием символа "*" и квадратных скобок "[ ]", так, например:
N |
Наименование товара |
Наименование показателей |
2 |
Туалетная бумага в листах |
[Разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям]* |
[Поверхностная впитываемость 0,01 мл воды]* | ||
[Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям]* |
Заявитель в жалобе делает вывод, что в соответствии с требованиями Инструкции, участникам закупки необходимо одновременно указать как "конкретное значение", так и "предоставить значение по данному показателю в форме диапазонного или неконкретного значения", что не представляет участникам закупки возможности сформировать заявку согласно требованиям Заказчика.
Также, Заявитель указывает на то, что Заказчику подан запрос на разъяснение положений аукционной документации в части разъяснения правил чтений требований Заказчика при одновременном использовании символа "*" и квадратных скобок "[ ]" при описании требований к товарам.
Заказчиком даны следующие разъяснения: "Таким образом, в случае одновременного присутствия в наименовании показателя Символа "*" и квадратных скобок "[ ]" участнику необходимо предоставить значение по данному показателю в форме диапазонного или неконкретного значения, соответствующего требованиям установленным Заказчиком и нормативным документам.", при этом указанное крайнее значение, в данном случае, так же может быть включено в предложение участника".
На основании ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 и ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе поскольку в Инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует указание на правила чтения символа "*" если такой символ установлен в столбце "наименование показателей", а также поскольку в Инструкции по заполнению заявки отсутствует правила чтения требований к товарам с учетом одновременного использования символа "*" и квадратных скобок "[ ]", а также поскольку Заказчиком предоставлены разъяснения аукционной документации, изменяющие ее суть.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Установлено, что в Приложении N 1 к Техническому заданию "Требования к товарам, используемым при оказании услуг", Заказчиком установлены требования требования к товару п.2 "Туалетная бумага в листах" - разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям, поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям, индекс токсичной водной вытяжки, интенсивность постороннего запаха, капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям, а также площадь листа.
Требования к вышеуказанному товару регламентируются ГОСТ Р 52354-2005 "Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия".
При этом, в таблице 2 ГОСТ Р 52354-2005 указаны параметры, определяемые при помощи методов испытаний, к которым относятся в том числе такие показатели как: капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям, поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, pH водной вытяжки, интенсивность постороннего запаха.
Кроме того, согласно 3.13.1. ГОСТ Р 52354-2005 на упаковку изделий по 3.14.1 - 3.14.4 или на этикетку (ярлык), прикрепленную к упаковке и (или) изделию, наносят маркировку, содержащую следующие данные:
- наименование изделия, товарную марку (при наличии);
- страну-изготовителя;
- наименование предприятия-изготовителя, юридический адрес, товарный знак (при наличии);
- техническое исполнение изделия по 3.2;
- номер артикула (при наличии);
- номинальные размеры изделия (длину и ширину рулона, размеры листа или площадь изделия);
- количество изделий в упаковке;
- дату изготовления (год);
- срок годности изделий, устанавливаемый изготовителем;
- обозначение настоящего стандарта;
- указания по утилизации (при необходимости);
- состав пропитывающего раствора или покрытия (при наличии);
- правила использования (при необходимости);
- штриховой код изделия (при наличии);
- информацию о сертификации.
Таким образом, конкретные значения требуемых показателей, в том числе таких как: разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям, поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям, индекс токсичной водной вытяжки, интенсивность постороннего запаха, капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениямд для товара "Туалетная бумага" возможно установить только при проведении определенных испытаний над партией товара. При этом, данный товар обладает иными агрегирующими показателями, в том числе таким как группа изделий - для туалетной бумаги определена группа изделий А, при этом, значения всех вышеуказанных параметров для данной группы является единым.
В связи с чем, указание в составе заявки группы изделия (А) и декларирование соответствия поставляемого товара требованиям ГОСТ Р 52354-2005, а также размеры изделия являются достаточными параметрами для определения соответствия закупаемого товара требованиям действующих технических регламентов и аукционной документации Заказчика.
Также, Комиссией Управления установлено, что аналогичные завышенные и избыточные требования установлены Заказчиком и к иным товарам, необходимым при оказании услуг по уборке, в том числе к показателю "время выдержки в диапазоне" (п.5 "Универсальное пенное моющее средство", п.9 "Чистящее средство для санузлов", п.11 "Моющее средство для сантехники").
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к необходимым товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки, а также что повлекло за собой отклонение заявок участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОМРЕТ" на действия ФГБУ "ФНЦТИО им. Академика В.И. Шумакова" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 и ч.5 ст.65 и п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.С. Грешнева
исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2017 г. N 2-57-7504/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017