Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июня 2017 г. N 2-57-6892/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Митино": Бодрова Г.А., Белоуса Э.П.,
Терехов Александр Валерьевич: Терехова А.В.,
рассмотрев жалобу Терехова Александра Валерьевича (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Митино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке МАФ, устройству покрытий территорий и спортивных площадок в рамках комплексного благоустройства микрорайона 6 района Митино города Москвы в 2017 году (Закупка N 0373200067117000117) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.06.2017 NМГ/29634/17.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе указано о предоставлении преимуществ субъектам малого предпринимательства и установлена обязанность привлечения соисполнителей из числу субъектов малого предпринимательства, что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст.30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч.4 ст.30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении о проведении аукциона установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Также, согласно п.12.3 Информационной карты субъектам малого предпринимательства, при условии соответствия ст.30 Закона о контрактной системе предоставляются преимущества. Социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
Кроме того, в п.18.1 Информационной карты и п.5.4.7 проекта контракта Заказчиком в соответствии ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе установлен объем обязательств по Контракту, на исполнение которых в указанном случае привлекаются субподрядчики, в размере 70% от цены Контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом данные требования документации об аукционе вводят участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено незаконное требование о предоставлении во второй части заявки документов на получение преимущества, требование к которому отсутствует.
Согласно п.17.2 Информационной карты указано о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, или копии этих документов.
Комиссией Управления установлено, что в документации об аукционе не установлено преимуществ для организаций инвалидов и учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (предоставляются при условии соответствия ст.28-29 Закона о контрактной системе).
Таким образом, участник закупки не должен предоставлять документы, подтверждающие право на получение преимуществ в соответствии со ст.28-29 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств каким образом данные требования документации об аукционе вводят участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.4 Информационной карты установлен срок выполнения работ с 01.05.2017 г до 31.07.2017 г. Условия выполнения работ: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием.
Вместе с тем, п.8 Технического задания определены сроки выполнения работ, периоды выполнения условий контракта: в соответствии с Приложением N 4 к Контракту "Календарный план", согласно которому в течение 2 (двух) дней после заключения Контракта Подрядчик может внести изменения в Календарный план по согласованию с Заказчиком по крайнему сроку завершения работ не позднее 20.08.2017 г.
В соответствии с ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация содержит противоречивые и заведомо неисполнимые сроки выполнения работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об аукционе в нарушение ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе не содержит условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В силу ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно извещению о проведении аукциона предметом закупки является выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных по адресам, в рамках которого не осуществляется работы по строительству или реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления Заявителем в составе жалобы не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы и что отсутствие условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ ведет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии применения в аукционной документации антидемпинговых мер.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Исполнение победителем аукциона данных положений ст.37 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено законодательством и не зависит от наличия в проекте контракта соответствующего положения. В случае предложения победителем аукциона цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта необходимо руководствоваться положениями ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей.
При этом, Законом о контрактной системе не установлено требование о необходимости указания в аукционной документации сведений применении антидемпинговых мер в соответствии со ст.37 Закона о контрактной системе.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в том числе в части нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6.Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
- п.2 "Асфальтобетонная смесь": Предел прочности при сжатии, при температуре 50 0С плотных асфальтобетонов; Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 0С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов; Значение водонасыщения плотных асфальтобетонов для образцов, отформованных из смеси; Значение водонасыщения плотных асфальтобетонов вырубок и кернов готового покрытия; Водостойкость асфальтобетонов при длительном водонасыщении;
- п.3 "Смеси бетонные": Сопротивление бетона прониканию воздуха; Параметр воздухопроницаемости бетона; Коэффициент уплотнения; Осадка конуса; Расплыв конуса; Погрешность дозирования пористых заполнителей; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов; Расслаиваемость бетонной смеси по водоотделению;
- п.4 "Песок для строительных работ": Форма зерен песка; Значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Аэфф); Характер поверхности зерен;
- п.5 "Крошка резиновая гранулированная": Условная прочность при растяжении; Относительное удлинение при разрыве;
- п.6 "Камни бетонные бортовые газонные": Справочная масса камня;
- п.7 "Камни бетонные бортовые": Действительное отклонение от линейного размера по длине; Справочная масса камня;
- п.10 "Смеси сухие монтажно -кладочные": Проектный возраст растворов; Норма подвижности по погружению конуса;
- п.13 "Земля растительная": Слой основания газона; Толщина плодородного слоя.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
7. По мнению Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки неправомерно установлены неправомерные положения к оформлению заявки, а также использования слов и символов, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется". В случае если требуемые значения по требуемым параметрам не применяются, исходя из выбранной марки/сорта/типа/вида и прочих характеристик, каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" вправе указать "не применяется", либо указать "отсутствует".
Таким образом, по мнению Заявителя участник не вправе дать конкретное предложение в вышеуказанных случаях применения инструкции.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств каким образом ограничивается право участника закупки представить конкретное значение либо указать в заявке "не применяется", "отсутствует", прочерк "-", "не нормируется" в вышеуказанных случаях.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
8. Согласно доводам жалобы Заявителя инструкция содержит дублирующие положения.
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае, если в наименовании параметра товара содержит слова "диапазон", "интервал", "в диапазоне", "в интервале", а требуемое значение сопровождается словами "от" и "до", то участнику закупки необходимо предоставить данный параметр в диапазоне, не включая крайние значения.
Также, символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Комиссией Управления установлено, что для обозначения диапазона значений установлено различное правило чтения указанных обозначений при описании объекта закупки, что может вводить участников закупки заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки и нарушает положения п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
9. По мнению Заявителя в документации установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
п.5 "Крошка резиновая гранулированная": рабочая температура: -50 - +80.
Согласно инструкции по заполнению заявки символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Вместе с тем, не подлежат уточнению числовые значения таких параметров как "фракция", "рабочая температура", "температура эксплуатации", "температура использования", "температура применения" и "температура монтажа"; требуемое значение таких параметров, не зависимо от используемых символов (знаков, союзов, слов), считается конкретным и не должно изменяться, конкретизация либо сужение диапазонов не допускается (кроме случаев, когда есть указание "максимальная" или "минимальная" - в данных случаях предложение необходимо конкретизировать).
Комиссия Управления приходит к выводу, что данные требования к товару нарушают п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяют участнику закупки указать значение в виде диапазона, не включая крайние значения, поскольку требуемое значение данного параметра не должно изменяться. Таким образом, данные положения инструкции противоречат друг другу, не позволяя корректно определить потребность Заказчика.
10. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к упаковке товара и расходным материалам, в частности:
п.5 "Крошка резиновая гранулированная": Упаковка: от 25 кг;
п.9 "Диски отрезные абразивные"
На заседании Комиссии Управления установлено, что объектом закупки является выполнение работ по установке МАФ, устройству покрытий территорий и спортивных площадок в рамках комплексного благоустройства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки носит необъективный характер и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Терехова Александра Валерьевича на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Митино" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, неправомерных положений инструкции, а также неисполнимых сроков выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия Управления в составе: А.В. Гордуз
Д.А. Орехов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июня 2017 г. N 2-57-6892/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017