Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2017 г. N 2-57-6659/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - начальника отдела проверок государственных закупок С.С.Бугримовой,
а также Комиссии Управления в составе:
Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок
А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С.Бруева,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Захарова А.В., Шевяхова М.Б.,
ООО ПТП "Белые росы": Лукашика В.О.,
рассмотрев жалобы ООО ПТП "Белые росы" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН Г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание адресной социальной помощи в виде закупки сезонных изделий для индивидуального использования пенсионерами, инвалидами (Закупки NN 0373200041517000187, 0373200041517000196) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/28899/17 от 14.06.2017 документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционных документациях излишних, неправомерных требований к товарам и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В формах 2 установлены требования, так например:
п. "Безрукавка из плащевки женская": "Разрывная нагрузка полоски ткани для подкладки размером 50х200 мм, по основе, Удлинение полиэфирного волокна при разрыве, Поверхностная плотность ткани плащевой, Стойкость к раздвигаемости нитей, ткани плащевой";
п. "Блуза женская": "Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50х200 мм, по утку, Влагостойкость застежки молнии";
п. "Ботинки кожаные зимние мужские": "Влагостойкость застежки молнии, Условная прочность при разрыве подошвы из пористой резины, Относительное удлинение при разрыве подошвы из пористой резины, Условная прочность при растяжении подошвы из непористой резины, Относительное удлинение при разрыве подошвы из непористой резины";
п. "Брюки болоньевые зимние на резинке женские": "Миграции волокон через материал верха и подкладки, Поверхностная плотность ткани для подкладки, Разрывная нагрузка полоски ткани для подкладки размером 50х200 мм, по основе";
п. "Ветровка женская": "Поверхностная плотность ткани для подкладки, Влагостойкость застежки молнии, Влагостойкость застежки "липучки"";
п. "Водолазка х/б женская": "Число стежков на 5,0 см строчки при настрачивании мелких деталей на основные детали, Растяжимость полотна по ширине при нагрузке 6Н, Разрывная нагрузка по петельным столбикам";
п. "Джемпер мужской": "Группа растяжимости трикотажного полотна, Разрывная нагрузка по петельным столбикам".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются избыточными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению количества потенциальных участников аукциона. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров и в сопроводительных документах. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает участника возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, например, характеристика "Определение числа нитей на 10 см по основе и утку, Определение разрывной нагрузки, Определение стойкости к истиранию по плоскости" регламентируется пунктом 5 ГОСТ 20272-2014 "Ткани подкладочные из химических нитей и пряжи. Технические условия", а именно методом испытания.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Протоколам рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах, на участие в аукционе N0373200041517000196 подано 7 заявок, на участие в аукционе N0373200041517000187 подано 11 заявок, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими требованиям документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО ПТП "Белые росы" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председательствующий С.С. Бугримова
Комиссия Управления в составе:
Заместителя начальника отдела
обжалования государственных закупок А.В. Гордуз
Ведущий специалист-эксперт отдела
обжалования государственных закупок Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2017 г. N 2-57-6659/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017