Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июня 2017 г. N 2-57-7048/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Е.Ю. Русманова, С.Л. Финошкина, а также представителя ООО "Вариант": А.В. Вершининой,
рассмотрев жалобу ООО "Вариант" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания для нужд учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2017 (Закупка 5) (Закупка N 0373200041517000213) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/30307/17 от 21.06.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В жалобе Заявителя указано, что предметом закупки является поставка продуктов питания, при этом Заказчик установил показатель оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", что, по мнению Заявителя неправомерно.
Согласно пп.а п.27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено: показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в частности "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг".
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в Приложении N 2 к порядку оценки заявок положения о том, что конкурсной комиссией Заказчика оценивается предложение участниками закупки улучшенных характеристик в соответствии, в том числе, с ГОСТ Р 54700-2011 "Капуста китайская и капуста пекинская свежие. Технические условия", ГОСТ 32810-2014 "Редька свежая. Технические условия", ГОСТ 2156-76 "Натрий двууглекислый. Технические условия", ГОСТ 6829-89 "Смородина черная свежая. Требования при заготовках, поставках и реализации", ГОСТ 16831-71 "Ядро миндаля сладкого. Технические условия", ГОСТ Р 51574-2000 "Соль поваренная пищевая. Технические условия",
ГОСТ Р 53876-2010 "Крахмал картофельный. Технические условия", ГОСТ Р 54731-2011 "Дрожжи хлебопекарные прессованные. Технические условия", ГОСТ Р 54845-2011 "Дрожжи хлебопекарные сушеные. Технические условия", ГОСТ Р 32099-2013 "Повидло. Общие технические условия", ГОСТ 32787-2014 "Абрикосы свежие. Технические условия", ГОСТ 32786-2014 "Виноград столовый свежий. Технические условия", ГОСТ Р 54697-2011 "Яблоки свежие, реализуемые в розничной торговой сети. Технические условия", ГОСТ Р 54050-2010 "Консервы натуральные. Горошек зеленый. Технические условия", поскольку товары, на которые распространяются указанные ГОСТ не являются предметом закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления в Приложении N 2 к порядку оценки заявок указанных ГОСТ, не относящихся к предмету закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе вышеуказанным образом нарушают п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
2. В жалобе Заявитель также указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к содержанию в поставляемых продуктах питания токсичных элементов, радионуклидов, свинца, мышьяка, кадмия, ртути, гексахлорциклагексана (альфа, бета, гамма-изометров), антибиотиков, БГКП (колиформы), патогенных организмов в том числе сальмонеллы, поскольку, по мнению Заявителя, указанные требования являются избыточными требованиями, ввиду того, что конкретные значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, что с учетом требования Приложения к форме заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием "Участник закупки предоставляет в своем предложении конкретные показатели, характеристики товара в отношении каждого вида товара" препятствует формированию предложения в отношении характеристик поставляемых товаров.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что характеристики требуемых к поставке товаров установлены согласно государственных стандартов, однако представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления в документации требований к поставляемым товарам указанным образом, а также затруднился пояснить каким образом участникам закупки необходимо предоставлять в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием сведений об указанных характеристиках.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
3. По мнению Заявителя Заказчиком в конкурсной документации неправомерно размещены две противоречащие инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, а именно инструкции по заполнению заявки, размещенные в составе Приложения N 1 к документации по проведению конкурса с ограниченным участием, а также в составе Формы документов для заполнения участниками.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в частности предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
4. Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком порядка оценки заявок, предусматривающего присвоение заявкам участников закупки оценки в 0 баллов за непредоставление участниками закупки предложений в отношении характеристик предлагаемых к поставке товарах, поскольку в соответствии с Приложением N 2 "Форма предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки" к заявке на участие в конкурсе "Сведения, предусмотренные настоящей Формой (Приложение N2 к заявке на участие в конкурсе) являются обязательными для подтверждения участником закупки функциональных, потребительских свойств товара", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми положениями в отношении необходимости указания участниками закупки в составе заявки сведений о конкретных значениях характеристик поставляемых товаров.
На основании ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вариант" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 4, 9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июня 2017 г. N 2-57-7048/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017