Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2017 г. N 2-57-7598/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги Восточного административного округа": Селяметова Д.О.,
в отсутствие представителей ООО "Полтекс", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/31986/17 от 29.06.2017)
рассмотрев жалобу ООО "Полтекс" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги Восточного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по озеленению парка у Владимирского пруда (Закупка N 0373200006217000578) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.N МГ/31986/17 от 29.06.2017 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, например:
- В п.3 "Песок для строительных работ" Заказчиком установлены требования, такие как: Полный остаток на сите с сеткой N 063; Наибольшая крупность зерен песка; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание песков в смеси; Содержание глины в комках; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в песке из отсевов дробления; Содержание зерен крупностью; Модуль крупности; Окраска песком природным раствора гидроксида натрия при обработке песка раствором NaOH; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов. Кроме того, в составе своей жалобы Заявитель указывает на аналогичные нарушения Заказчиком по п. "Земля растительная", п. "Щебень для дорожных работ", п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные", п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые", п. "Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.)", п. "Гвозди строительные", п. "Доски хвойных пород", п. "Известь негашеная", п. "Растворы строительные", п. "Ступени железобетонные", п. "Деревья хвойные", п. "Ель", п. "Деревья хвойные: лиственница сибирская", п. "Деревья декоративные: бархат амурский", п. "Деревья декоративные: дуб", п. "Деревья декоративные: орех", п. "Кустарники декоративные: Сирень венгерская", п. "Деревья декоративные: клен татарский", п. "Смесь семян газонных трав", п. "Мискантус китайский", п. "Молиния голубая", п. "Щучка дернистая", п. "Астранция крупная", п. "Манжетка мягкая", п. "Седум видный", п. "Гейхера гибридная", п. "Полынь Шмидта", п. "Шалфей дубравный", п. "Вероника колосовая", п. "Кровохлебка лекарственная" установлены характеристики, которые не предоставляется возможным определить до момента подачи заявок, без проведения испытаний.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Заказчиком в аукционной документации установлено по п.3 "Песок для строительных работ" установлены характеристики, при этом согласно ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" 4.2.16 Пески при обработке раствором гидроксида натрия (колориметрическая проба для определения органических примесей по ГОСТ 8735) не должны придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона. 4.2.17 Содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания в песках, применяемых в дорожном строительстве, должно соответствовать требованиям ГОСТ 8735. Значение коэффициента фильтрации определяют при испытании песка по ГОСТ 25584. 4.2.18 Пески не должны содержать посторонних засоряющих примесей. 4.2.19 Допускается поставка смесей природного песка и песка из отсевов дробления по ГОСТ 31424 при содержании последнего не более 20% по массе, при этом смеси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком не установлен срок действия контракта в проекте государственного контракта, что не позволяет определить срок действия обеспечения контракта.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Законом о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно доводам Заявителя, в п. 3.1 Контракта установлено: "Сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): с "15" июня 20117 г. по "15"августа 2017 г", при этом в п. 12.2 Контракта не установлен срок его действия: "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по "____"_______20____г. включительно", что не позволяет определить конкретный срок действия контракта, а также определить срок предоставления банковской гарантии.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании указано следующее: "срок действия контракта с момента заключения контракта по 15.09.2017", что также позволяет определить срок действия контракта а также срок предоставления банковской гарантии.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы в части указания в проекте контракта 20117 г., пояснив при этом, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полтекс" на действия ГБУ "Автомобильные дороги Восточного административного округа" обоснованной в части установления неправомерных, излишних требований к товарам, а также установлению ошибочного года начала действия контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2017 г. N 2-57-7598/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017