Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июня 2017 г. N 2-57-7046/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
Администрации МО Левобережный: Филипова Ф.Ф., Чагиной О.А.,
ООО "ЮСТ": Ю.Г. Моргунова.,
ООО "Партнер": Кобякова В.В.,
рассмотрев жалобу ООО "ЮСТ" (далее - Заявитель) на действия Администрации МО Левобережный (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению конкурентных процедур для нужд администрации муниципального округа Левобережный (Закупка N 0173300004517000001) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.06.2017 NМГ/30342/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет 50,00%.
Оценка заявок по критерию "квалификация участников конкурса". Коэффициент значимости критерия оценки "квалификация участника конкурса" (КЗкв) составляет 0,5. Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующие показатели: "Предложением участника является представленная в заявке информация о количестве конкурентных закупок (процедур), проведенных в рамках 44-ФЗ, без замечаний и штрафных санкций, при проведении которых данный участник привлекался в качестве Специализированной организации, извещения по которым были размещены в Единой информационной системе (ЕИС) (сайт zakupki.gov.ru) не позднее 3-х лет до даты публикации извещения о проведении настоящего конкурса. Подтверждением представленной информации в заявках являются копии актов об оказанных услугах в рамках 44-ФЗ и/или реестровые номера о конкурентных закупках (процедурах) опубликованных в ЕИС (сайт zakupki.gov.ru) не позднее 3-х лет до даты публикации извещения о проведении настоящего конкурса, где участник привлекался в качестве Специализированной организации".
Согласно доводам жалобы Заявителя, объектом закупки является "оказание услуг по организации и проведению конкурентных процедур для нужд администрации муниципального округа Левобережный". Таким образом, Заказчиком в конкурсной документации не установлены показатели, определяющие критерии отнесения работ к аналогичным предмету Конкурса.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Предложением участника является представленная в заявке информация о количестве конкурентных закупок (процедур), проведенных в рамках 44-ФЗ, без замечаний и штрафных санкций, при этом объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению конкурентных процедур, что также позволяет участникам закупки определить аналогичные работы.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на отсутствие показателя определяющего критерии оценки деловой репутации, а именно в Приложении 1 к конкурсной Документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе их показатели, содержание, значимость и порядок рассмотрения и оценки" указано следующее: "3.2. деловая репутация участника закупки 20 баллов. Предложением участника является представленная в заявке информация о количестве Заказчиков, привлекавших данного участника для оказания услуг в качестве специализированной организации при проведении конкурентных закупок (процедур). Подтверждением представленной информации в заявках являются сведения из Единой информационной системы (сайт zakupki.gov.ru) (Раздел администрирование. Заказчики/Уполномоченные органы/Уполномоченные учреждения / Организации, осуществляющие полномочия заказчика). Оценка по данному показателю производится в соответствии с п.23 Правил оценки. Оценка по данному показателю производится следующим образом: максимальное количество баллов присваивается заявке, из числа всех поступивших заявок, в которой заявлено наибольшее количество Заказчиков, привлекавших данного участника для оказания услуг в качестве специализированной организации и подтверждено соответствующим образом. Остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению заявленного количества Заказчиков, привлекавших данного участника для оказания услуг в качестве специализированной организации и соответствующим образом подтвержденного информацией в заявке по формуле приведенной в п.23 Правил оценки", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку отсутствуют показатели, определяющие критерии оценки деловой репутации участников закупки, поскольку оценка количеством Заказчиков не позволяет должным образом определить деловую репутацию участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Предложением участника является представленная в заявке информация о количестве Заказчиков, привлекавших данного участника для оказания услуг в качестве специализированной организации при проведении конкурентных закупок (процедур). Подтверждением представленной информации в заявках являются сведения из Единой информационной системы (сайт zakupki.gov.ru), что также позволяет определить сведения, которые необходимо предоставить в составе заявки, а именно, информацию о количестве Заказчиков, которым участник закупки оказывал услуги в качестве специализированной организации.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. цена контракта;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
4. предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссией Управления не представлено доказательств и обоснования неправомерности установления указанного порядка оценки по вышеуказанным критериям оценки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлена возможность изменения количества поставляемых товаров.
В силу ч.18 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
В п.2.4.3 конкурсной документации предусмотрена возможность изменения количества поставляемых товаров на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно извещению о проведении аукциона, предметом закупки является оказание услуг, таким образом положения ч.18 ст.34 Закона о контрактной системе не применяются.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, а также обосновать необходимость установления вышеуказанного требования в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика составлена в нарушение ч.18 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании пп. "г" п.1 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации указано следующее:
- п.3.2 Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимися объектом закупки", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик не уточняет каким именно требованиям участник должен соответствовать.
- п.3.3.1 Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным заказчиком в документации соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик не уточняет какой именно документ должен предоставить участник конкурса.
- п.3.3.1 Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе подтверждение квалификации участника, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком не установлен конкретный вид документа, который должен быть представлен участником конкурса.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе, а также ст.50 Закона о контрактной системе. Кроме того, в порядке оценки указано следующее: "Показателями, раскрывающими содержание нестоимостного критерия оценки "квалификация участников конкурса" и учитывающими особенности оценки закупаемых услуг по данному критерию оценки является "наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "деловая репутация участника закупки", что также позволяет определить документы, которые подтверждают квалификацию участника.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований конкурсной документации , также не указано каким образом, вышеуказанные положения конкурсной документации затрагивают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации предусмотрено предоставление документов не предусмотренных Законом о контрактной системе, а именно в п.3.3.1 информационной карты аукционной документации указано следующее: "документы в составе заявки, прилагаемые по желанию участника, задекларированные в заявке Участник закупки соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку пп. "г" п.1 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе не предусматривает предоставление в составе заявки документов соответствия требованиям Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. N583.
В силу пп.з п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
На основании ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил обоснование правомерности установления вышеуказанного требования в конкурсной документации о предоставлении документов, предусмотренных пп.з п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной систем, как "по желанию закупки"
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика составлена в нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в конкурсе.
На основании п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации указано следующее: п.4.1.3 "Срок и порядок внесения обеспечения заявки денежные средства вносятся Участником закупки на расчетный счет заказчика, факт внесения Участником закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе подтверждается платежным поручением (квитанцией в случае наличной формы оплаты) с отметкой банка об оплате", что может ограничивать количество участников закупки.
На основании ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика составлена в нарушение п.5 ч.2, ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к представлению информации о соисполнителях по контракту в составе конкурсной заявки.
На основании ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В силу п.4 ч.1 ст.50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В приложении N2 к конкурсной документации п. 5 Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе конкурсной заявке, а именно: "Настоящим гарантируем достоверность представленной нами в заявке на участие в закупке информации и подтверждаем право заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, не противоречащее требованию формирования равных для всех участников закупки условий, запрашивать у нас, в уполномоченных органах власти и у упомянутых в нашей заявке на участие в конкурсе юридических и физических лиц информацию, уточняющую представленные нами в ней сведения, в том числе сведения о соисполнителях: Сведения о соисполнителях", что может повлечь ограничение количества участников закупки, поскольку в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Форма "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ" является утвержденной и заполняется по всем указанным позициям. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника". При этом, на момент подачи заявки, участниками конкурса не известно какие организации будут выступать в качестве соисполнителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать правомерность указания в составе конкурсных заявок участниками закупки информации о соисполнителях по данному конкурсу.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсной документация составлена Заказчиком в нарушение п.4 ч.1 ст.50, ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ЮСТ" на действия Администрации МО Левобережный обоснованной в части установления неправомерных требований к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, предоставления документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе, предоставление квитанции с отметкой банка, а также возможность изменения количества поставляемого товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.4 ч.1 ст.50, п.5 ч.2, ч.5 ст.51, ч.18 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Грешнева
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июня 2017 г. N 2-57-7046/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017