Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2017 г. N 2-57-7638/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ": Н.М. Грачева, С.П. Назаренко, А.В. Почукаева,
ООО "Рельеф": И.И. Мязитова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации в течение 3-х месяцев 2017 года (Закупка N 0373200052317000085) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/32378/17 от 03.07.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в п.4 аукционной документации установлен период оказания услуг с 90 до 90 рабочих дней с момента заключения контракта", тогда как в Техническом задании установлен иной срок оказания услуг: "в течение трех месяцев", что составляет 90 календарных дней.
Таким образом, положения аукционной документации не позволяют однозначным образом определить срок выполнения работ, что вводит в заблуждение участников закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что вышеуказанное противоречие устранено Заказчиком при публикации изменений в аукционную документации 03.07.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ст.42 и п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении противоречивых сроков выполнения работ.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком, в аукционной документации неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что сметной документацией определены виды работ, относящиеся к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, то есть попадающими под действие соответствующей лицензии МЧС России.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации в течение 3-х месяцев 2017 года.
На основании п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушают положения п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что вышеуказанное противоречие устранено Заказчиком при публикации изменений в аукционную документации 03.07.2017.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в Техническом задании установлены неизменяемые требования к необходимым товарам, при этом, в Форме 2 аукционной документации также установлены требования к товарам. Таким образом, участникам закупки при формировании заявки на участие в аукционе необходимо соотносить требования, установленные в Техническом задании с параметрами товаров, указанных в Форме 2.
Так, например, Заказчиком в Форме 2 установлены требования к товару п.9 "Кабели тип 3" - номинальное сечение жил от 10* до 35* мм.
В Техническом задании указано: "Пункт 9 Кабели тип 3 Тип кабеля по показателю пожарной опасности не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением . Пункт 9 Кабели тип 3 Материал токопроводящих жил медь, алюминий . Пункт 9 Кабели тип 3 Материал изоляции изоляция из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности . Пункт 9 Кабели тип 3 Материал наружной оболочки из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности . Пункт 9 Кабели тип 3 Вид токопроводящей жилы однопроволочная, многопроволочная . Пункт 9 Кабели тип 3 Число жил 1 шт."
Согласно таблице 1 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", требование о соответствии которому установлено документацией, номинальное сечение жил:
Наименование жилы |
Номинальное сечение жилы, мм |
|||
|
круглой |
секторной (сегментной) |
||
|
медной |
алюминиевой |
медной |
алюминиевой |
Однопроволочная |
1,5-50 |
2,5-300 |
- |
25-400 |
Многопроволочная |
16-1000 |
25-1000 |
25-400 |
25-400 |
Таким образом, в соответствии с требованием, установленным в техническом задании, участникам закупки необходимо представить в заявке 4 значения для параметра "Номинальное сечение жил" (для однопроволочной и многопроволочной, для медной и алюминиевой жилы), однако исходя из требований установленных в Форме 2, с учетом положений Инструкции, участник вправе представить только одно значение из диапазона 10_35. Кроме того, многопроволочные жилы не могут иметь сечение меньше 16 для меди и меньше 25 для алюминия, однако требование установлено таким образом (от 10*), что может вводить участников закупки в заблуждение и позволяет предоставление недостоверной информации.
Также, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что согласно требованиям Технического задания: "Пункт 11 Кабель-каналы: заглушки тип 1 Применение заглушка применяется для закрытия торцов кабеленесущей системы открытой проводки в помещениях совместно с кабель-каналом подходящего размера и имеет с ним одинаковый цвет".
При этом, в Форме 2 установлены следующие требования:
11 |
Кабель-каналы: заглушки тип 1 |
Размеры сечения Ширина |
25; 20; 32 |
мм |
|
|
Цвет |
белый; серый |
|
38 |
Кабель-каналы тип 1 |
Размеры сечения Ширина |
32; 40 |
мм |
|
|
Цвет |
серый; белый |
|
Таким образом, участникам закупки необходимо отнести требование, установленное в Техническом задании и определить одинаковый размер для данных товаров. Как следует из вышеуказанного, единственным одинаковым размером является "32 мм", таким образом, иные размеры, установленные в Форме 2 не могут быть указаны в составе заявки, что может вводить участников закупки и препятствовать формированию заявки с учетом всех требований Заказчика.
Также в Форме 2 аукционной документации установлены требования к товару п. 16 "Скобы крепежные оцинкованные двухлапковые тип 2":
16 |
Скобы крепежные оцинкованные двухлапковые тип 2 |
Вид |
покрытая горячим цинком; без покрытия; окрашенная эмалью; |
|
При этом, в названии товара однозначно указано, что скобы оцинкованные, вместе с тем, по параметру "Вид" на выбор предлагается "без покрытия" и "окрашенная эмалью", что по мнению Заявителя жалобы, вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет оценить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно Инструкции по заполнению первой части заявки указано, что "Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в Форма 2", что, по мнению Заказчика позволяет участникам закупки понять, что при заполнении сведений о товаре п.9 "Кабели тип 3" - по параметру "номинальное сечение жил" необходимо предоставить 4 значения.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить, что является видом, а что типом для вышеуказанного товара, а также в связи с чем нижняя граница диапазона установлена как "10 включительно" с учетом того, что согласно требованиям ГОСТ 31996-2012 многопроволочные жилы не могут иметь сечение меньше 16 для меди и меньше 25 для алюминия.
Кроме того, представитель Заказчика также затруднился обосновать необходимость установления различных значений размеров сечения для товаров п.11 и п.38, с учетом положения Технического задания о том, что размеры кабель-каналов и заглушек должны быть одинаковы. Также представитель Заказчика согласился с доводом жалобы в части установления требований к товару п. 16 "Скобы крепежные оцинкованные двухлапковые тип 2" и пояснил, что при формировании документации допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
4. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в Техническом задании установлены следующие требования:
Пункт 11 Кабель-каналы: заглушки тип 1 Дефекты лицевой поверхности Не допускаются наплывы, бугорки, раковины, царапины и пятна.
Пункт 12 Эмаль тип 6 Внешний вид покрытия После высыхания эмаль образует гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Допускается небольшая шагрень.
Пункт 31 Кабель-каналы: углы плоские тип 1 Дефекты лицевой поверхности Не допускаются наплывы, бугорки, раковины, царапины и пятна.
При этом, согласно доводам жалобы, участники закупки не имеют возможности подготовить заявку на участие в аукционе, так как в неизменяемых требованиях к товарам, установленных в Техническом задании, Заказчиком указаны неконкретные значения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что участники закупки выражают согласие на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями аукционной документации, а также в составе первой части заявки предоставляет заполненную Форму 2, содержащую сведения о конкурентных характеристиках предлагаемых товаров, при этом, сведения, указанные в Техническом задании не подлежат включению в состав заявки участников закупки
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" обоснованной в части установления противоречивого срока выполнения работ; в части не установления обязательных требований к участникам закупки; в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 и п.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2017 г. N 2-57-7638/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017