Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июля 2017 г. N 206
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Косимова М. П. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
|
- Молчанова Е.С.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителя от ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения РФ (г. Хабаровск) Примакова Татьяна Михайловна,
от заявителя ООО "ТД ВИАЛ" представитель не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу заявителя ООО "ТД ВИАЛ" и представленные материалы дела 7-1/393,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба заявителя ООО "ТД ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения РФ (г. Хабаровск) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку рентгенконтрастных лекарственных средств.
Суть жалобы сводится к тому, что, по мнению Заявителя описание объекта закупки электронного аукциона не соответствует требованиям ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
предъявленное дополнительное требование - используется без ограничений у пациентов пожилого возраста (не требуется корректировка дозировки), у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом, вне зависимости от тяжести состояния больного на момент проведения исследования, не позволяет предложить участникам закупки взаимозаменяемый в рамках одного международного непантинтованного наименования (далее - МНН) лекарственный препарат Ультравист производства Байер Шеринг Фарма АГ/Германия.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1)извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети Интернет www.zakupki.gov.ru) 15.06.2017;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3)предмет контракта - поставка рентгенконтрастных лекарственных средств (реестровый номер закупки 0322100002517000186);
4) начальная (максимальная) цена контракта - 2 631 183,60 рублей;
5) дата и время окончания подачи заявок - 27.06.2017 16:00;
6) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.06.2017, комиссия заказчика приняла следующее решение:
Заявка 1 - допустить к участию в электронном аукционе;
Заявка 2 - отказать в допуске к участию в электронном аукционе (основание - п.2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, за не несоответствие информации, предусмотренной требованиями документации об электронном аукционе (согласно информации из государственного реестра лекарственных средств, инструкция по применению данного лекарственного препарата участника не соответствует техническому описанию аукционной документации));
7) согласно протоколу рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 29.06.2017, комиссия заказчика приняла решение о соответствии требованиям заявки ООО "Био - фарма".
В ответ на запрос Заказчиком представлен отзыв, с приложением надлежаще заверенных копий документов, в соответствии с которым считает жалобу Заявителя необоснованной в полном объеме.
На заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель Заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве, дополнительно пояснил.
В техническом задании поименовано лекарственное средство под одним МНН - Йопромид, и установлены требования на основании официальных инструкций по медицинскому применению, в части показаний к применению.
Потребность в лекарственном средстве с указанными характеристиками определена клиническими специалистами Заказчика.
Лекарственная форма и дозировка предмета закупки не являются эксклюзивными.
Требования к функциональным характеристикам товара обеспечивают максимальную безопасность для пациентов во время проведения КТ исследований и интервенционных вмешательств.
Требования к закупаемому товару являются для Заказчика существенными, поскольку устанавливаются с целью обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований. Предназначено для проведения КТ-исследований, коронароангиографии, проведения рентгенологических операций на сосудах сердца и крупных сосудах тела с возможностью применения повторных и больших доз препарата для пациентов со сложной дифференциальной диагностикой, а также с возможностью применения для пациентов страдающих хроническим алкоголизмом, больных пожилого возраста (старше 65 лет).
Изучив материалы дела 7-1/393 и заслушав представителя Заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно требованиям раздела II "сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о количестве" документации электронного аукциона, указаны требования к объекту закупки - Йопромид, в том числе:
1. Форма выпуска - раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы N10- пачки картонные;
2. Описание - раствор для внутривенного и внутриартериального введения.
Используется без ограничений у пациентов пожилого возраста (не требуется корректировка дозировки), у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом, вне зависимости от тяжести состояния больного на момент проведения исследования.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Антимонопольный орган не анализирует характеристики и свойства лекарственных препаратов, а указывает на возможные ограничения конкуренции при описании их упаковки, фасовки, формы выпуска, формы введения и т.п., поскольку целесообразность наличия тех или иных характеристик непосредственно действующих веществ лекарственных средств могут устанавливаться исключительно врачами.
Предметом спорной закупки является поставка лекарственного препарата Йопромид, а не его производство, что предполагает возможность участия хозяйствующих субъектов (поставщиков) лекарственных средств - фармацевтических организаций, что значительно расширяет круг потенциальных участников закупки.
Довод Заявителя о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, имеющих одинаковое МНН, не подтвержден заключением о взаимозаменяемости препаратов по МНН - Йопромид.
Довод Заявителя а также ссылка на позицию изложенную в письме ФАС России N АД/6345/16 от 03.02.2016 года, которое содержит разъясняющую информацию сферы государственных закупок лекарственных препаратов имеющих МНН "Глатирамера ацетат", которые не являются предметом настоящих торгов и не может приниматься во внимание при разрешении споров хозяйствующих субъектов.
Кроме того, заявителем не представлено документов, доказывающих информацию, указанную в жалобе, в части каким образом указание вышеуказанных характеристик лекарственного препарата Йопромид ограничило его права.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные характеристики лекарственного препарата - Йопромид соответствуют требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, доводы жалобы необоснованны.
Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок.
При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 2 ст. 18 Закона о контрактной системе).
Хабаровское УФАС России не обладает полномочиями относительно проверки обоснования закупки, в связи с этим, относительно фактической потребности Заказчика в установлении конкретных оспариваемых характеристик требуемого товара, передается в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения, в пределах предоставленных полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "ТД ВИАЛ" на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения РФ (г. Хабаровск) при проведении электронного аукциона на поставку рентгенконтрастных лекарственных средств, необоснованной;
2. Передать материалы жалобы в УФК по Хабаровскому краю для рассмотрения в пределах предоставленных полномочий относительно соблюдения требований к обоснованию закупки.
Председатель Комиссии: |
Л.В. Самар |
Члены Комиссии: |
М.П. Косимова |
|
Е.С. Молчанова |
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июля 2017 г. N 206
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017