Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 июля 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 06.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Торг Авто" от 29.06.2017 N1042-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" при проведении электронного аукциона, предметом которого является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части формирования аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069) размещены на официальном сайте единой информационной системы 13.06.2017.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования:
N п/п |
Параметры требований к услугам |
Конкретные требования к услугам, указываемые муниципальным заказчиком |
1 |
Наименование, количество, виды закупаемых работ |
Приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 |
2 |
Место выполнения работ |
628624, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, 24 А |
3 |
Сроки (периоды) выполнения работ |
В течение 15 дней с момента заключения контракта. |
4 |
Цели использования результатов работ |
Приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" Выполнение всех видов работ осуществляется в соответствии с техническими условиями, установленными для соответствующих марок автомобилей. |
5 |
Условия выполнения работ |
Оборудование, которое будет установлено на автотранспорт Заказчика должно соответствовать требованиям, установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию. На установленное оборудование Исполнитель передает сертификаты и инструкции, в которых указаны технические характеристики. Желтый цвет (оттенок) согласовывается с Заказчиком, до начала оказания услуг. В случае, если в процессе оказания услуг будут выявлены дополнительные дефекты, требующие устранения, такие работы могут выполняться только с согласия Заказчика. |
6 |
Виды выполненных работ |
1. установка поручней с обеих сторон прохода служебных дверей двух автомобилей Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98; 2. установка на рабочем месте водителя автомобильной громкоговорящей установки; - установка громкоговорителя под капотом автомобиля; - установка в салоне автомобиля динамиков; 3. окраска автомобиля в желтый цвет; - мойка кузова автомобиля - демонтаж оборудования и предметов автомобиля - снятие лакокрасочного покрытия с кузова автомобиля - шлифовка кузова - шпаклевание и матование кузова - грунтование кузова - окраска кузова - покрытие лаком кузова - полировка кузова - наклейка на кузове автомобилей надписей "ДЕТИ", в местах и размерами согласованных с Заказчиком - не менее 2 штук на каждом автомобиле. 4. Установка звукового сигнала заднего хода; 5. Установка системы двухсторонней связи |
7 |
Порядок выполнения работ |
Согласно условиям контракта, настоящему техническому заданию. |
8 |
Требования к качеству услуг, качеству материалов, используемых при выполнении работ |
- Оказание услуг должно производиться в собственных или используемых на законных основаниях помещениях. - Наличие покрасочной камеры размерами: - высота: не менее 3,5 метра - ширина: не менее 4 метров - длина: не менее 8 метров - Процесс окраски кузова автомобиля должна производится с соблюдением технологического процесса - Исполнитель предоставляет гарантии на все оказанные услуги не менее чем 6 месяцев. - Исполнитель гарантирует надлежащее качество результата и используемых устанавливаемого оборудования и расходных материалов, их соответствие ГОСТам, техническим условиям, сертификатам, техническим паспортам и другим документам, удостоверяющим их качество, а также нормам, установленным законодательством РФ. -Исполнитель предоставляет представителю Заказчика возможность осуществления контроля, за выполняемыми работами в рамках заключенного контракта. - Все работы должны быть проведены квалифицированным персоналом, имеющим необходимые допуски и свидетельства. - Транспортные средства работы в отношение которых выполнены должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.10.1993 Г. N1090 "О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ", а также ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования." |
9 |
Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ |
Риск случайного повреждения или случайной гибели автотранспорта переходит на Исполнителя с момента передачи автотранспорта Заказчиком. Факт передачи автомобиля Исполнителю подтверждается Актом приема-передачи ТС. Доставка автотранспорта к месту ремонта и обратно осуществляется силами и средствами Заказчика. Исполнитель обязан предоставить Заказчику бесплатное хранение автомобилей на круглосуточной охраняемой территории на время ожидания работ и после их окончания, до момента передачи их Заказчику. Исполнитель принимает на себя обязанности по утилизации отходов возникших при проведении работ. |
10 |
Порядок сдачи и приемки результатов работ |
Сдача и приёмка оказанных услуг по качеству и объёму производится по результатам их оказания, путем подписания Заказчиком и Исполнителем Акта приёма-передачи оказанных услуг. |
11 |
Требования по сроку гарантий на результаты работ |
Срок действия предоставляемых исполнителем гарантий на результаты услуг не менее 6 месяцев. |
13 |
Дополнительные требования к участникам размещения заказа |
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. |
14 |
Ответственное лицо за составление технического задания |
Социальный работник - Березкина Виктория Николаевна Тел.: 8 (3466) 436550 |
1. По мнению Заявителя, установив место выполнения работ 628624, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, 24 А, Заказчик значительно ограничил количество потенциальных участников закупки в возможности участвовать, поскольку любое лицо, соответствующее предъявленным к участникам аукциона требованиям, может выполнить данные работы независимо от места нахождения.
Вместе с тем, согласно пункту 2 технического задания доставка автотранспорта к месту ремонта и обратно осуществляется силами и средствами Заказчика, согласно пункту 3.1.2 проекта контракта Заказчик вправе проверять в любое время ход и качество выполняемой Подрядчиком и его субподрядчиками работы по Контракту, оказывать консультативную и иную помощь Подрядчику без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность, срок выполнения работ определен в течение 15 дней с момента заключения контракта
Комиссия Управления отмечает, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком без учета возможности осуществления доставки автотранспорта по месту нахождения исполнителя в любую точку страны, без учета командировок сотрудников Заказчика для осуществления контроля качества выполняемой исполнителем работы, а также учитывая, что срок выполнения работ является небольшим, в связи с необходимостью осуществления бесперебойного перевоза детей, место выполнения работ является существенным.
Кроме того, установив требования предъявляемые Заявителем, сумма бюджетных средств значительно увеличится, как и срок выполнения работ, что не будет соответствовать потребности Заказчика и принципу эффективности расходования бюджетных средств.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности вышеуказанного довода Заявителя.
2. По мнению Заявителя, Заказчик установил завышенные требования к качеству услуг, качеству материалов, используемых при выполнении работ: пункт 8 технического задания:
- Оказание услуг должно производиться в собственных или используемых на законных основаниях помещениях.
- Наличие покрасочной камеры размерами:
- высота: не менее 3,5 метра
- ширина: не менее 4 метров
- длина: не менее 8 метров).
В письменных возражениях Заказчик указал, что требования покраски автомобиля в покрасочной машине не противоречат законодательству, поскольку установлены техническим регламентом. При этом в случае наличия у участника покрасочной камеры размерами менее установленных документацией, покраска автомобилей с соблюдением технологий будет невозможна, что повлияет на качество выполненных работ.
Комиссия Управления отмечает, что ни техническое задание, ни проект контракта, ни в письменные возражения не содержат указания на какие технические регламенты Заказчик ссылается.
Кроме того, установление требований о наличии у участника покрасочной камеры определенных размеров, а также требования об осуществлении работ в собственных или используемых на законных основаниях помещениях противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления требований к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В ходе осуществления внеплановой проверки Комиссией Управления было установлено следующее:
Предметом электронного аукциона является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069).
Согласно Приказу Росстандарта от 22.06.2016 N 662-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" отменен с 1 апреля 2017 г. в связи с принятием и введением в действие стандарта ГОСТ 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний".
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Торг Авто" от 29.06.2017 N1042-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" при проведении электронного аукциона, предметом которого является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок", единой комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Заявитель: ООО "Торг Авто" 603152, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, д.28-В Заказчик: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" 628624, ХМАО - Югра, Нижневартовск г, ул. Интернациональная, 24/А |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 06.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 06.07.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Торг Авто" от 29.06.2017 N1042-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок" при проведении электронного аукциона, предметом которого является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистенок", единой комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069).
2. Аннулировать электронный аукцион, предметом которого является приведение автотранспорта Заказчика в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 (извещение N 0387200012717000069), путем отмены извещения и всей документации.
3. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании открытого аукциона в электронной форме в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
4. В срок до 28.07.2017 исполнить п.1, п.2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 31.07.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 июля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017