Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 июля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 06.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Шалаева А.А. от 29.06.2017 N1051-ж на действия Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей раннего возраста (извещение N0387200001517000142) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением законодательства о контрактной системе.
1. Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указав в п. 3.3.4 проекта Контракта требование осуществить поставку товара при любых погодных условиях транспортным средством, предназначенным для перевозки пищевых продуктов и имеющим оформленный санитарный паспорт. Подобных требований к перевозке детского питания не установлено Техническим регламентом ТР ТС 033/2013.
К тому же подп. "б" п. 10 ст. 36 Федерального закона N 248-ФЗ отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, которое ранее содержалось в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
2. Заказчик, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в п. 3.3.5. проекта контракта предусмотрел: "Поставщик обязан передать Заказчику товар с гарантийным сроком не менее срока, установленного производителем. Днем начала гарантийного срока поставленного товара является день получения товара и подписания Сторонами товарной накладной".
Пункт 3.3.5. проекта контракта не является объективным в части установления обязательства по передачи товара с гарантийным сроком равным сроку годности установленного производителем, т.е. фактически передачи товара в дату его производства.
3. Проектом контракта не определены сроки проведения приемки товара, чем нарушены требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. Заказчик нарушил ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе. Срок действия контракта не определен для целей определения срока действия банковской гарантии.
Так, п. 11.1 проекта контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует по 31 декабря 2017 года, а в части обязательств по оплате товара, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки до полного их исполнения Сторонами.
В силу с п. 4 ст. 368 ГК РФ в независимой гарантии должны быть указаны: дата выдачи; принципал; бенефициар; гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
То есть указание в банковской гарантии окончательной даты прекращения ее действия является существенным условием указанного документа. Тот же факт подтверждает ч. 2 ст. 374 и ч. 1 ст. 376 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В силу ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами или сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
На основании ст. 368 Гражданского кодекса РФ в силу независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
В соответствии с п. 2 ст. 157 ГК РФ сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Согласно п. 2 ст. 374 ГК РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В соответствии с п. 1 ст. 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается, в том числе, окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" суды, оценивая соответствие банковской гарантии или поручительства требованиям законодательства, проверяют, каков срок действия банковской гарантии.
Из приведенных норм следует сделать вывод, что срок действия банковской гарантии является пресекательным и должен быть установлен конкретно, отлагательное условие для прекращения срока действия гарантии законом не предусмотрено.
Пункт 11.1 проекта контракта не позволяет сделать вывод, что срок его действия был определен конкретной календарной датой или событием, которое должно неизбежно наступить.
5. Заказчик в Техническом задании указывает, что, например, смесь адаптированная сухая молочная для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев, предлагаемая к поставке, должна содержать белок, жиры, углеводы, кальций, калий, магний - то есть указывает конкретные показатели товаров. При этом Заказчик также устанавливает конкретные показатели компонентного состава. Так, Заказчик указывает в Техническом задании, что, например, белок смеси адаптированной сухой молочной для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев должен быть не менее 1,24 не более 1,4, жиры - не менее 3,6 не более 3,7, углеводы - не менее 7,0 не более 7,5, кальций - не менее 44 не более 55, калий - не менее 65 не более 71, магний - не менее 5,7 не более 5,9;
белок Смеси адаптированной сухой молочной для питания детей старше 6 месяцев должен быть не менее 1,3 не более 1,6, жиры - не менее 3,2 не более 3,7, углеводы - не менее 7,0 не более 8,3, кальций - не менее 65 не более 73,2, калий - не менее 83 не более 87, магний - не менее 6,7 не более 7,5;
белок Напитка сухого молоко содержащего для детей старше 6 месяцев должен быть не менее 1,96 не более 2,1, жиры - не менее 2,5 не более 3,0, углеводы - не менее 7,2 не более 8,1, кальций - не менее 94 не более 100,0;
белок последующей адаптированной кисломолочной сухой смеси для питания детей в возрасте старше 6 месяцев должен быть не менее 1,5 не более 1,7, жиры - не менее 3,2 не более 3,4, углеводы - не менее 7,2 не более 8,6, кальций - не менее 42 не более 77, калий - не менее 66 не более 73, фосфор - не менее 34 не более 51, магний - не менее 5,0 не более 5,7;
Пункт 24 Документации об аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой Заказчик требует, что в случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией.
По мнению Заявителя, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, ещё и непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке для представления подробных сведений о компонентном составе. Данный довод подтверждается письмом ФАС от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заказчик, установив техническим заданием компонентный состав товара, предлагаемого к поставке, нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик в силу норм действующего законодательства вправе предъявлять в аукционной документации требования к техническим характеристикам самого товара, а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество. Данный вывод поддерживает и судебная практика в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2016 N Ф07-7087/2016 по делу N А56-60604/2015.
Предъявление требований к компонентам товаров является избыточным и как следствие, нарушает положения Закона о контрактной системе, предусматривающих установление требований к самим товарам, а не к их компонентам. При этом следует отметить, что если товар в целом соответствует документу, определяющему его качество и характеристики (ГОСТ, СНиП и т.п.), то компоненты этого товара также будут соответствовать такому документу.
То есть, в данном случае предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров является избыточным, а описание объекта закупки не может считаться объективным, что является нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013 г. (далее - Технический регламент ТР ТС 033/2013).
Из норм Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013, так как данный регламент устанавливает допустимый минимальный и максимальный уровень параметров для адаптированных молочных смесей для детского питания.
В аукционной документации установлено, что нормированные показатели, установленные Заказчиком, установлены иные, чем допустимые минимальные и максимальные уровни параметров для адаптированных молочных смесей (заужены), но в пределах, установленных упомянутым регламентом.
п. N1 ТЗ - " смесь адаптированная сухая молочная для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев":
В частности, показатель содержания белка в аукционной документации установлен в пределах 1,24 - 1,4 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание белка в пределах 1,2 - 1,7 г.;
показатель содержания жира в аукционной документации установлен в пределах 3,6-3,7 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание жира в пределах 3,0-4,0 г.;
показатель содержания углеводов в аукционной документации установлен в пределах 7,0 - 7,5 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание углеводов в пределах 6,5-8,0 г.;
показатель содержания кальция в аукционной документации установлен в пределах 44 - 55 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание кальция в пределах 33-70 мг.;
показатель содержания калия в аукционной документации установлен в пределах 65-71 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание калия в пределах 40-85 мг.;
показатель содержания магния в аукционной документации установлен в пределах 5,7-5,9 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание магния в пределах 3-9 мг.;
п. N2 ТЗ - "Смесь адаптированная сухая молочная для питания детей старше 6 месяцев ":
В частности, показатель содержания белка в аукционной документации установлен в пределах 1,3 - 1,6 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание белка в пределах 1,2 - 2,1 г.;
показатель содержания жира в аукционной документации установлен в пределах 3,2-3,7 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание жира в пределах 2,5-4,0 г.;
показатель содержания углеводов в аукционной документации установлен в пределах 7,0 - 8,3 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание углеводов в пределах 7,0-9,0 г.;
показатель содержания кальция в аукционной документации установлен в пределах 65-73,2 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание кальция в пределах 40-90 мг.;
показатель содержания калия в аукционной документации установлен в пределах 83-87 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание калия в пределах 50,0 - 100,0 мг.;
показатель содержания магния в аукционной документации установлен в пределах 6,7-7,5 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание магния в пределах 50-100 мг.;
п. N3 ТЗ - "Напиток сухой молокосодержащий для детей старше 6 месяцев.":
В частности, показатель содержания белка в аукционной документации установлен в пределах 1,96 - 2,1 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание белка в пределах не менее 1,8 г.;
показатель содержания жира в аукционной документации установлен в пределах 2,5-3,0 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание жира в пределах 1-4 г.;
показатель содержания углеводов в аукционной документации установлен в пределах 7,2 - 8,1 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание углеводов в пределах не более 12,0 г.;
показатель содержания кальция в аукционной документации установлен в пределах 94-100 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание кальция в пределах 90-240 мг.;
п. N4 ТЗ - "Последующая адаптированная сухая кисломолочная смесь для вскармливания детей с 6 месяцев.":
В частности, показатель содержания белка в аукционной документации установлен в пределах 1,5 - 1,7 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание белка в пределах 1,2 - 2,1 г.;
показатель содержания жира в аукционной документации установлен в пределах 3,2-3,4 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание жира в пределах 2,5-4,0 г.;
показатель содержания углеводов в аукционной документации установлен в пределах 7,2-8,6 г, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание углеводов в пределах 7-9 г.;
показатель содержания кальция в аукционной документации установлен в пределах 42-77 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание кальция в пределах 40-90 мг.;
показатель содержания калия в аукционной документации установлен в пределах 66-73 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание калия в пределах 50-100 мг.;
показатель содержания фосфора в аукционной документации установлен в пределах 34-51 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание фосфора в пределах 20-60 мг.;
показатель содержания магния в аукционной документации установлен в пределах 5,0-5,7 мг, в то время как в соответствии с Техническим регламентом ТР ТС 033/2013 допускается содержание магния в пределах 5-10 мг.;
Как указано выше, Закон о конкурсной системе обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки иные, чем допустимые минимальные и максимальные уровни параметров для адаптированных молочных смесей (заужены), то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках) (Аналогичная позиция содержится в решении УФАС по Пермскому краю от 10.08.2016 (извещение N 0356300036516000009), решение УФАС по Астраханской области от 01.11.2016 N 292-РЗ-04-16, Решение УФАС по Алтайскому краю по делу N 690/16, Решении УФАС по Ивановской области от 20.03.2017 N 07-15/2017-019).
Однако, Заказчик не представил обоснования необходимости использования других показателей, предусмотренного ст. 33 Закона о контрактной системе, что Заявитель считает ошибочным, поскольку состав детского питания указанный в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013 определен на основании научно обоснованных критериев признанных на межгосударственном уровне, а указанные Заказчиком пределы показателей содержания веществ в продукции, хотя и находится в границах научно обоснованных пределов установленных Таможенным регламентом, но установлены произвольно, без мотивированного научного (медицинского) обоснования.
Так же в аукционной документации заказчиком не указаны и отсутствуют ссылки на Технические регламенты или какие-либо другие документы регламентирующие и стандартизирующие показатели указанные в "Техническом задании", что нарушает требование п.1 ст. 33.
Заказчик не учел, что определение физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, и установление их показателей для различных групп населения находятся в ведении государственного регулирования, то есть не может регулироваться самостоятельно Заказчиком так, как ему хочется.
"Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ" (далее - "Нормы") являются государственным нормативным документом, определяющим величины физиологически обоснованных современной наукой о питании норм потребления незаменимых (эссенциальных) пищевых веществ и источников энергии, адекватные уровни потребления микронутриентов и биологически активных веществ с установленным физиологическим действием.
("МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации) Методические рекомендации") (утв. Роспотребнадзором 18.12.2008).
В данном же случае Заказчик, в нарушение нормативного документа "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ", утвержденного Роспотребнадзором 18.12.2008, самовольно установил требования к техническим характеристикам объекта закупки, не соответствующими максимальным и минимальным значениям требований к химическому составу Технического регламента, тем самым незаконно принял на себя функции по регулированию физиологических потребностей населения в энергии и пищевых веществах, без какой-либо доказательственной исследовательской основы, основываясь лишь на своем волеизъявлении без какого-либо обоснования.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей раннего возраста (извещение N0387200001517000142) размещены на официальном сайте единой информационной системы 27.06.2017.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) установлены такие понятия как нормативные документы и технические документы.
Нормативные документы - документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования;
Технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие)
Согласно статье 19 Закона N29-ФЗ:
1. Хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
3. Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.
4. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.
5. В случае, если при хранении, перевозках пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны информировать об этом владельцев и получателей пищевых продуктов, материалов и изделий.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия не подлежат реализации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой они утилизируются или уничтожаются.
Таким образом, из смысла статьи 19 Закона N29-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение и перевозку пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, при этом нормативными документами не предусмотрено установление требований к условиям перевозки пищевых продуктов юридическими лицами, закупающими пищевые продукты для собственных нужд.
На основании вышеизложенного, учитывая, что частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установленных требований пунктом 3.3.4 проекта контракта требований к транспортному средству, санитарному паспорту, личной медицинской книжке, соблюдению температурного режима при транспортировке.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны устанавливать сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Кроме того, из смысла пункта 1 статьи 16 Закона N29-ФЗ вытекает, что сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются с момента их изготовления.
Пунктом 3.3.5 проекта контракта установлено, что поставщик обязан передать Заказчику товар с гарантийным сроком не менее срока, установленного производителем. Днем начала гарантийного срока поставленного товара является день получения товара и подписания Сторонами товарной накладной.
Согласно техническому заданию Заказчику требуется 6 094 единицы продукции.
Понятие и смысл гарантийного срока, которое вкладывается Заказчиком в само понятие, аукционной документацией не установлено, в связи с чем Комиссия Управления исходит из того, что гарантийный срок, указанный в пункте 3.3.5 проекта контракта, является сроком годности пищевых продуктов.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта поставка товара осуществляется c момента подписания договора по 30.11.2017 г., на основании заявок Заказчика. Срок поставки товара по заявке: в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента ее получения Поставщиком.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку требование о поставке пищевых продуктов Заказчику в день их изготовления является необъективным.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта не включено обязательное условие о сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 11.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует по 31 декабря 2017 года, а в части обязательств по оплате товара, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки до полного их исполнения Сторонами.
Таким образом, проектом контракта определен срок его действия.
В соответствии с пунктом 6.4. проекта контракта установлено, что срок действия обеспечения исполнения Договора в форме банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Поставщиком всех своих обязательств по Договору.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку проектом контракта установлен конкретный срок действия контракта 31.12.2017, следовательно срок действия банковской гарантии должен быть не ранее чем до 01.02.2017 (включительно).
5, 6. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения в пределах значений, установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013.
Таким образом, Заказчиком были использованы значения в пределах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Следовательно, обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в рассматриваемом случае не требуется, поскольку они использованы не были.
Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что:
- отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований;
- сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применяться при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находиться в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчик в составе документации об аукционе должен указать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкции по ее заполнению.
В пункте 24 аукционной документации Заказчиком предусмотрена инструкция по заполнению заявки, согласно которой в случае, если в ГОСТе, ТУ, паспорте или других технических документах установлены одни допустимые значения показателей, а инструкция по заполнению заявки предписывает указать иные значения, показатели товаров в любом случае должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией.
Согласно письменным возражениям Заказчика требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе установлены для всех случаев осуществления закупки, безотносительно к объекту закупки (Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.12.2014 по делу NА59-4745/2014). Так, при размещении документации об аукционе Заказчик руководствовался приказами и рекомендациями, утвержденными Департаментом государственного заказа ХМАО-Югры. Согласно утвержденной типовой документации об электронном аукционе, размещенной на сайте www.depgz.admhmao.ru, пункт 24 Документации Заказчика полностью соответствует требованиям типовой Документации (п.24), утвержденной Департаментом государственного заказа ХМАО-Югры.
Требование к указанию конкретных характеристик товара, предусмотрено статьей 66 Закона о контрактной системе, а не самостоятельными действиями Заказчика. Более того, такая инструкция позволяет участнику закупки правильно заполнить свою заявку, и избежать технических ошибок при ее составлении.
Требования письма ФАС от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" на которое ссылается Участник в своей жалобе, на наш взгляд, не в полной мере изучено последним, т.к. согласно данного письма: "_.Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
То есть в данном случае имеется в виду о таких показателях товара, которые становятся известными при испытании определенной партии товара или после его производства. В документации Заказчика таких требований не установлено. Более того, предметом закупки является - поставка детского питания (уже имеющегося на товарном рынке), а не его производство.
Продукция детского питания подлежит обязательной регистрации на основании статьи 24 "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", принятый решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880.
Уполномоченный орган по государственной регистрации, в частности пищевой продукции для детского питания в Российской Федерации является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 главы 4 ТР ТС 021/2011 фактом государственной регистрации специализированной пищевой продукции является включение сведений о такой продукции в единый реестр специализированной пищевой продукции в течение 3 дней после завершения рассмотрения органом по регистрации специализированной пищевой продукции представленных документов.
На основании пункта 4 статьи 26 главы 4 ТР ТС 021/2011 единый реестр специализированной пищевой продукции, прошедшей государственную регистрацию, ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа.
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что узнать технические характеристики товара у производителей, не представляло никакой сложности для участника, так как данную информацию он мог получить путем направления запроса производителю.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Шалаева А.А. от 29.06.2017 N1051-ж на действия Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей раннего возраста (извещение N0387200001517000142) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ИП Шалаев А.А. 620098, г.Екатеринбург, пр-кт Космонавтов,д.95 корп.Б, кв.114 Тел.: (343) 3380875 e-mail: andrey.shalaev2016@yandex.ru Заказчик: БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" 628383, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра г.Пыть-Ях, 8 Горка мкр., ул.Православная, д.10 Тел./факс: (3463) 425872 e-mail: dogovor-otd@mail.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 06.07.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 06.07.2017 о рассмотрении жалобы ИП Шалаевf А.А. от 29.06.2017 N1051-ж на действия Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей раннего возраста (извещение N0387200001517000142), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей раннего возраста (извещение N0387200001517000142).
2. С учетом принятого решения от 06.07.2017 г. по рассмотрению жалобы ИП Шалаевf А.А. от 29.06.2017 N1051-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей раннего возраста (извещение N0387200001517000142) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 25.07.2017 исполнить п.1 b п.2 данного предписания.
4. В срок до 26.07.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 июля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017