Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 июля 2017 г. N РЗ-230/17
Резолютивная часть решения оглашена "7" июля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "10" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" - <_>,
Комитета государственного заказа Тамбовской области - <_>,
ООО "Интерстройсервис" - <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Интерстройсервис" (далее - Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" (далее - ТОГБУК "ЦСИИКН") при проведении конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание гостиницы "Европейская" (Дом Шоршорова) г. Тамбов, ул. К. Маркса/ул. Коммунальная, д. 142/10 (извещение N 0164200003017001990) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также -Уполномоченный орган) 16.06.2017 опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164200003017001990 о проведении конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание гостиницы "Европейская" (Дом Шоршорова) г. Тамбов, ул. К. Маркса/ул. Коммунальная, д. 142/10 (далее - Конкурс).
Заказчик - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 949 612 руб.
ООО "Интерстройсервис", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
В качестве доводов Заявитель указал, что Заказчиком в документации о закупке неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии Министерства культуры Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст.12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на осуществление следующего вида работ: реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. В силу статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ввиду того, что предметом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, Заказчиком, в соответствии с п.48 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 27.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии Министерства культуры Российской Федерации.
Частью 2 ст.12 Закона о лицензировании установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
В соответствии с перечнем работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Перечень работ), заказчиком установлены требования о наличии лицензии на следующие виды работ:
- реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок;
- реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора;
- ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций;
- реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки;
- ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем;
- реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
Заказчиком пояснено, что оспариваемое заявителем требование о наличии у участника закупки соответствующей предмету контракта лицензии с разрешенным видом работ: "реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов" установлено в соответствии с научно-проектной документацией и исходя из потребностей заказчика.
Пунктом 11 технического задания (приложение N1 к контракту) предусмотрены "Ремонт и восстановление декоративных элементов фасадов (архитектурных деталей, балконных решеток, ограждения кровли, козырька, коновязи). Указанные элементы являются предметом охраны объекта культурного наследия (особенностями объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). Предмет охраны утвержден приказом управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 28.11.2012 г.
Проектной документацией, являющейся приложением к конкурсной документации, предусмотрены ремонт 19 элементов коновязи и воссоздание одного элемента коновязи. Предусматривается воссоздание 4-х элементов ограждения кровли. Указанные элементы состоят из деталей - кованых металлических элементов, гнутых стержней и труб, металлических наверший. Элементы несут декоративную функцию, участвуя в формировании архитектурного облика фасада. Декоративная функция ограждения кровли объясняется отсутствием ограждения со стороны дворовой части. Элементы являются неразборными, представляющими собой одно целое.
Ремонт и воссоздание элементов коновязи и орнаментальных решеток ограждения крыши как декротивных частей относится к работам, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия в части "реставрации и воссоздания деталей из черного и цветных металлов" (пункт. 20 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 349).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно ч. 9 с. 105 Закона о контрактной с системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе заявителем не представлено документальных доказательств о неправомерности установления спорного требования в документации о закупке, в том числе, в части указания на то, что работы по реставрации и воссозданию деталей из черного и цветных металлов можно выполнять при наличии лицензии на осуществление такого вида работ как "ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает жалобу ООО "Интерстройсервис" необоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В рассматриваемой Конкурсной документации установлен критерий "квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60% (коэффициент значимости критерия: 0,6), содержащий следующий показатель:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" со следующей шкалой присваиваемых баллов:
0 баллов - в составе заявки не представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально;
10 баллов - участником конкурса представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально, в количестве от 1 до 5 человек;
50 баллов - участником конкурса представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально, в количестве от 5 до 10 человек;
100 баллов - участником конкурса представлен список сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, аттестованных комиссией Министерства культуры РФ в соответствии с Порядком проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей (утв. приказом Министерства культуры РФ от 5 мая 2012 г. N 474) с приложением копий документов об аттестации, заверенной печатью организации либо нотариально, в количестве от 10 человек и более.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, например, 10 баллов присваивается при представлении сведений о наличии у участника закупки аттестованных сотрудников в количестве от 1 до 5 человек, состоящих с ним в трудовых отношениях, однако, при наличии у участника закупки 6-ти (от 5 до 10 человек) таких аттестованных сотрудников, присваивается уже 50 баллов. Аналогичное несоответствие возможно и в иных случаях, например: при наличии у участника конкурса 10 аттестованных сотрудников (50 баллов) и 11 сотрудников (100 баллов) и др.
Подобная несопоставимость оценки участников закупки нарушает принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интерстройсервис" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 9 части 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N РЗ-230/17 о нарушении законодательства о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "7" июля 2017 года.
В полном объеме предписание изготовлено "10" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
на основании своего решения от 10.07.2017 по делу N РЗ-230/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" внести изменения в документацию конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание гостиницы "Европейская" (Дом Шоршорова) г. Тамбов, ул. К. Маркса/ул. Коммунальная, д. 142/10 (извещение N0164200003017001990), приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 10.07.2017 по делу N РЗ-230/17.
2. Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (извещение N0164200003017001990) с учетом требований Закона о контрактной системе, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
3. Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" продолжить проведение конкурса с ограниченным участием (извещение N0164200003017001990) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
4. Настоящее предписание исполнить в срок до 31 июля 2017 года.
5. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 31 июля 2017 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 июля 2017 г. N РЗ-230/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017