Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 июля 2017 г. N ОП07-06/2017-167
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_____.> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_____.> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: <_____.> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_____.> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_____.> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), <_____.> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствии:
представителя Заказчика - МУП г.Ижевска "Ижводоканал" (далее - Заказчик): <_____.> (доверенность от 07.07.2017 г.);
в отсутствие представителя Заявителя ООО "Перспектива" (далее - Заявитель): уведомлен надлежащим образом (уведомление исх. NОП01-17-07/4404э от 04.07.2017 г.);
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию и строительству сетей водоснабжения Д355мм, 325 мм, 108 мм и водоотведения Д250мм, 160 мм для подключения (технологического присоединения) объекта: "Многоэтажный жилой комплекс, расположенный в квартале, ограниченном улицами Молодежная, 40 лет Победы, вдоль проспекта Калашникова в г. Ижевске" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000117000055, далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
03.07.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявитель считает, что проект контракта документации об Аукционе не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части отсутствия срока оплаты выполненных работ.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменных пояснениях (вх. N5499 от 05.05.2017 г.).
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
15.06.2017 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 11 010 751,10 рубль.
03.07.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.07.2017 г. для участия в Аукционе подана одна заявка, в связи с этим Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о несоответствии проекта контракта документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Таким образом, возможность изменения условия контракта о сроке оплаты выполненной работы статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Проект контракта документации об Аукционе содержит пункт 2.5, в котором указано следующее:
"Окончательный расчет за выполненные работы производится Заказчиком не позднее ___ (_______) дней после выполнения совокупности нижеуказанных условий:
- полного окончания работ по 1-му этапу (утверждение Заказчиком Проектной документации, разработанной Подрядчиком "В производство работ") и подписания сторонами актов выполненных работ;
- полного окончания работ по 2-му этапу и подписания сторонами актов выполненных работ ф. КС-2 и справок ф. КС-3;
- устранения выявленных в ходе приемки работ по 1-му или 2-му этапу дефектов и недостатков выполненных по настоящему контракту работ и подписании сторонами акта об их устранении;
- проверки и согласования вышеуказанных актов выполненных работ ф. КС-2 и справок ф. КС-3, а также актов об устранении выявленных в ходе приемки дефектов и недостатков выполненных по 2-му этапу работ экспертной организацией.
- утверждения Заказчиком отчета Подрядчика об использовании материалов, переданных в порядке п. 4.8 настоящего Контракта для выполнения работ по 2-му этапу, возврата по акту приема-передачи остатка такого материала Заказчику, в случае выполнения работ с материалами Заказчика".
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что проект контракта документации об Аукционе не содержит срок оплаты по контракту, заключаемому по результатам закупки.
Заказчиком, не установившим в проекте контракта срок оплаты за выполненные работы с учетом требований части 13.1 статьи 34 Закона, нарушены части 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N570) определены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, в том числе работы по устройству наружных сетей водоснабжения (п.21)
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по проектированию и строительству сетей водоснабжения Д355мм, 325 мм, 108 мм и водоотведения Д250мм, 160 мм для подключения (технологического присоединения) объекта: "Многоэтажный жилой комплекс, расположенный в квартале, ограниченном улицами Молодежная, 40 лет Победы, вдоль проспекта Калашникова в г. Ижевске". Таким образом, указанный объект закупки относится к работам по устройству наружных сетей водоснабжения.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком не указано требование к подрядчику об исполнении своих обязательств самостоятельно без привлечения других лиц при проведении работ по устройству наружных сетей водоснабжения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N570.
Поскольку предмет закупки относится к видам работ, установленных в пункте 21 Постановления Правительства РФ N570 - работы по устройству наружных сетей водоснабжения, Заказчиком, не установившим требование к подрядчику об исполнении своих обязательств самостоятельно без привлечения других лиц, нарушена часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
В проекте контракта Заказчиком не установлено условие и размер штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в связи с чем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно частям 1-3 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1). Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (часть 2). Информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3).
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Извещением и пунктом 13 раздела I документации об Аукционе Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере 550 537,56 рублей, что составляет 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Предоставление обеспечения в размере аванса в случае, если аванс превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта извещением и документацией об Аукционе не предусмотрено.
Из содержания пункта 2.3 проекта контракта документации об Аукционе следует, что Заказчик вправе произвести авансовые платежи по настоящему контракту.
Таким образом, исходя из анализа пункта 2.3 проекта контракта документации об Аукционе, Заказчик вправе произвести авансовый платеж на любом этапе исполнения контракта в любом размере по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в пункте 2.3 проекта контракта документации об Аукционе право произвести авансовые платежи на любом этапе исполнения контракта в любом размере без предоставления подрядчиком обеспечения в размере аванса в случае, если аванс превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, не соответствуют принципу открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок и нарушают требования статьи 7 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований, предусмотренных статьей 7, частями 4, 8, 13 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию и строительству сетей водоснабжения Д355мм, 325 мм, 108 мм и водоотведения Д250мм, 160 мм для подключения (технологического присоединения) объекта: "Многоэтажный жилой комплекс, расположенный в квартале, ограниченном улицами Молодежная, 40 лет Победы, вдоль проспекта Калашникова в г. Ижевске" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000117000055), обоснованной.
2. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска "Ижводоканал" нарушившим статью 7, части 4, 8, 13, 13.1 статьи 34, часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии Заказчика - муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию и строительству сетей водоснабжения Д355мм, 325 мм, 108 мм и водоотведения Д250мм, 160 мм для подключения (технологического присоединения) объекта: "Многоэтажный жилой комплекс, расположенный в квартале, ограниченном улицами Молодежная, 40 лет Победы, вдоль проспекта Калашникова в г. Ижевске" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0513600000117000055) предписание об отмене всех протоколов составленных при проведении закупки, Заказчику - МУП г. Ижевска "Ижводоканал": предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика по части 4.2, статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии: |
<_____.> |
Члены Комиссии: |
<_____.> |
<_____.>
(3412) 572258
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 июля 2017 г. N ОП07-06/2017-167
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017