Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 июля 2017 г. N 05-167/17
резолютивная часть решения объявлена 12.07.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей Государственного казенного учреждения КБР "Управдор" (далее - заказчик) по доверенности от 09.06.2017 г. и по доверенности от 06.07.2017 г., в отсутствии заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - заявитель, ООО "Профит-плюс"), уполномоченного органа - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР (далее - уполномоченный орган) и общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200002117000154 "Выполнение работ по реконструкции автодороги Малка - Ингушли км 18,9-км 37,7 (1очередь) для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены положениями документации об аукционе, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Заявитель в жалобе просит аннулировать результаты аукциона, привлечь к ответственности и провести внеплановую проверку.
На заседании Комиссии представители заказчика просили признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, письменные доводы заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.06.2017 г. 18:31 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - РТС-тендер, http://www.rts-tender.ru) был размещен аукцион N0104200002117000154 "Выполнение работ по реконструкции автодороги Малка - Ингушли км 18,9-км 37,7 (1очередь) для нужд Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта - 125 399 054,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 20.06.2017 18:31; Дата и время окончания подачи заявок - 06.07.2017 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 07.07.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 10.07.2017 г. 10:15; Размер обеспечения заявок - 6 269 952,70; Размер обеспечения исполнения контракта - 12 539 905,40.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в разделе II документации об аукционе в Товары, используемые при выполнении работ (далее - ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) содержится в разделе III документации об аукционе.
В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при необходимости также эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Положениями инструкции установлены следующие положения:
-При этом описание требований к показателям товара может содержать показатели, установленные заказчиком в том числе в соответствии с нормами государственных стандартов, значения которых на момент подачи заявки не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением) при четко установленных диапазонном, максимальном/ минимальном значении показателя;
- Участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные значения установленных заказчиком показателей в соответствии с положениями инструкции в сопровождении терминов "[максимальное значение]", "[минимальное значение]" (например: требование, установленное заказчиком: "Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, не более (не выше, не должно превышать, не должно быть более и т.д.) 5 [максимальное значение]". Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 5 [максимальное значение]", "Содержание зерен слабых пород в щебне из плотных горных пород, % по массе, 3 [максимальное значение]"; требование, установленное заказчиком: "высыхание до степени 3 должно быть не позднее 4 ч. [максимальное значение] или высыхание до степени 3 должно быть не ранее 4 ч. [минимальное значение]". Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "высыхание до степени 3 4 ч. [максимальное значение] или "высыхание до степени 3 4 ч. [минимальное значение]"; требование, установленное заказчиком: "наибольшая крупность зерен должна быть не менее 10 мм [минимальное значение] и не более 40 мм [максимальное значение]". Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "наибольшая крупность зерен 10 мм" или "наибольшая крупность зерен 20 мм";
- Участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные значения установленных заказчиком показателей в соответствии с положениями инструкции в сопровождении терминов "[минимальное значение]" - "[максимальное значение]". (например, требование, установленное заказчиком: "кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с 29 [минимальное значение] - 35 [максимальное значение]." Варианты предложения участников закупки, соответствующие установленным документацией требованиям: "кинематическая вязкость при 40 °С, 29 мм2/с [минимальное значение] - 35 мм2/с [максимальное значение]);
-В том случае, если значение показателя является диапазонным по своей сути или не может быть конкретизировано в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, такое значение указывается в первой части заявки в неизменном виде, например, такая характеристика как фракция указывается в неизменном виде.
Показатели температуры размягчения по кольцу и шару не ниже 43 градусов Цельсия [минимальное значение] и температура хрупкости не выше минус пятнадцати градусов Цельсия [максимальное значение], трещиностойкости должна быть три целых пять десятых МПа (минимальное значение) - семь МПа (максимальное значение с сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения должна быть не менее ноль целых восемьдесят три сотых (минимальное значение) и сдвигоустойчивости по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °C должна быть не менее ноль целых тридцать шесть сотых МПа (минимальное значение) по позиции асфальтобетонная смесь определяется государственными стандартами 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" и 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, оплимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полмерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия". Учитывая положения инструкции, данные пункты не требует обязательности конкретизации значений, т.е. даточным условием для соблюдения положений ведомости материалов является указание минимального значения по одному показателю (температура размягчения по кольцу и шару) и максимального значения по другому показателю (температура хрупкости).
В ведомости материалов установлены следующие требования:
-Содержание глины в комках должно быть не более ноль целых двадцать пять сотых процента по массе (максимальное значение) по позиции щебень, регламентировано стандартом 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия";
-Содержание глины в комках в песке должно быть не более ноль целых пять десятых процента по массе (максимальное значение) и содержание зерен, крупностью свыше 5 мм* должно быть не более пятнадцати процентов по массе (максимальное значение). Содержание зерен, крупностью свыше 5 мм* должно быть не более пятнадцати процентов по массе (максимальное значение). Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм* должно быть не более пятнадцати процентов по массе (максимальное значение). Модуль крупности песка должен быть в диапазоне св. двух - две целых пять десятых по позиции песок, требования установлены согласно стандарту 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия";
-Кислотное число не более десяти мг КОН/г (максимальное значение), прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20_2) °С полную, время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С не более 24 ч (максимальное значение) по позиции олифа, согласно стандарта 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия";
-Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения должна быть не менее ноль целых девяносто четыре сотых (минимальное значение). Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °C* должна быть не менее ноль целых двадцать сотых МПа (минимальное значение) и Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°C* должно быть три МПа (минимальное значение) - шесть целых пять десятых МПа (максимальное значение) по позиции щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь. Данные показатели и значения указаны в стандарте 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия".
Потребность в указании некоторых показателей и значений материала, заказчик обосновал решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", согласно которому применяемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте автомобильной дороги материалы и изделия должны обеспечивать выполнение дорожно-строительных работ в соответствии с проектной документацией, Письмом Росавтодора от 23.03.2005 г. NОБ-28/1266-ис, в силу которого, в целях повышения качества дорожных работ, увеличения срока службы дорожных покрытий и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог обязываю органы управления дорожным хозяйством обеспечивать включение в задание на проектирование объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них технических параметров материалов, используемых при устройстве слоев асфальтобетонных покрытий (Приложение 2 к письму), Отраслевым дорожным методическим документом, изданного на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 25.11.2016 г. N2449-p "Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения" (ОДМ 218.4.031-2016), где указаны технические параметры материалов, используемых при устройстве слоев асфальтобетонных покрытий и приведены рекомендации для заказчиков при установлении требований к качеству некоторых материалов, СНиПом 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", согласно данному правилу заказчику необходимо контролировать постоянно некоторые параметры, к примеру - температуру вяжущего и минеральных материалов, прочность сцепления слоев и т.д.
Комиссия приходит к выводу, что требование, к материалу установленное в ведомости материалов во взаимосвязи с инструкцией не предусматривает описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе по позициям указанным выше только конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, а наоборот позволяют участнику указание как конкретных значений дефектов и пороков, так и значений в соответствии с государственным стандартом, и как следствие не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар.
В соответствии с ч.6 ст.169 Налогового кодекса РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (ч.1 и 2 ст.27 Закона о контрактной системе).
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, предложением участника закупки, с которым заключается контракт по цене победителя вне зависимости от применения системы налогообложения.
Таким образом, изучив извещение о проведении и закупки и документацию о закупке, Комиссия не установила ограничения участия в определение поставщика (подрядчика, исполнителя) индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
В Определении Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N460-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Электромонтаж автоматика" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 173 и пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации" сказано, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нормативно правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, применяющим УСНО.
Более того, в случае заключения контракта с лицом, имеющим упрощенную форму налогообложения, такое лицо предоставляет счета-фактуры с пометкой "без налога (НДС)".
Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 июля 2017 г. N 05-167/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017