Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2017 г. N 431-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Научно-исследовательский институт инновационных технологий и материалов" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку инструментов и приспособлений, применяемых в медицинских целях (изв. N 0369300013817000024) в присутствии представителя ГБУЗ "ГДБ N1 г. Златоуст" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 04.07.2017 N 38,
в отсутствие представителей ООО "Научно-исследовательский институт инновационных технологий и материалов" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 29.06.2017 поступила жалоба ООО "Научно-исследовательский институт инновационных технологий и материалов" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку инструментов и приспособлений, применяемых в медицинских целях (изв. N 0369300013817000024) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 26.06.2017 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 221 154,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 05.07.2017 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации в отношении закупаемых медицинских изделий указаны товарные знаки, что является нарушением законодательства о контрактной системе, а также может привести к ограничению количества участников закупки.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности лечебного учреждения.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в спецификации аукционной документации.
N п/п |
Наименование товара (МНН) |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Устройство для экспресс-диагностики хеликобактериоза по уреазной активности биоптата (in vitro) тест-система ХЕЛПИЛR (Планшет) |
|
150 |
2 |
Устройство для экспресс-диагностики хеликобактериоза дыхательным методом (in vivo) тест-система ХЕЛИКR с индикаторной трубкой |
шт |
200 |
|
250 |
Следует отметить, что заказчиком в спецификации аукционной документации в отношении закупаемых товаров некорректно применен термин "МНН". Так, в соответствии с пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Фактически указанный термин не соответствует объекту закупки (поставка тест-систем). Указанное обстоятельство свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания спецификации, заказчиком в отношении товаров, являющихся предметом контракта, указаны товарные знаки. При этом, заказчиком не представлено каких-либо сведений и документов, свидетельствующих о невозможности описания объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, неправомерном указании товарных знаков и, как следствие, о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из спецификации, пункта 6 Информационной карты аукциона следует, что количество поставляемого товара составляет 250 штук. Вместе с тем, фактическое количество закупаемых заказчиком товаров составляет 350 штук. Указанное обстоятельство свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, что в свою очередь может ввести участников закупки в заблуждение. Кроме того, указание ненадлежащей информации об общем количестве поставляемого товара может привести к заключению контракта не на условиях аукционной документации и, как следствие, к нарушению положений части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пунктов 1, 3-5, 7, 7.1, 9 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не указаны единые требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые должен представить участник в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
4. В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, условиях банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе), а также информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, данная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона.
В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в столбцах с наименованиями "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок", "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано "Обеспечение заявки", "Обеспечение контракта".
Фактически в извещении о проведении аукциона отсутствует информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, условиях банковской гарантии, а также информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к такому обеспечению.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не отражена информация об установлении заказчиком ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Тогда как, соответствующее ограничение предусмотрено заказчиком в пункте 24 Информационной карты аукциона.
6. В нарушение части 3 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не предусмотрено требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В то время как, в соответствии с пунктом 24 Информационной карты аукциона рассматриваемая закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
7. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Заказчиком в пункте 18 Информационной карты аукциона установлено требование к остаточному сроку годности товара, который на момент поставки должен составлять не менее 12 месяцев от срока годности. Указанная формулировка не позволяет сделать вывод о порядке расчета остаточного срока годности.
Как пояснено представителем заказчика, срок годности тест-систем, как правило, составляет около 12 месяцев. Соответственно, на дату поставки товара этот срок будет менее 12 месяцев.
Фактически установленное заказчиком в пункте 18 Информационной карты аукциона требование к остаточному сроку годности товара является ненадлежащим и не может быть исполнено поставщиком. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком части 4 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. В нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 25 Информационной карты аукциона не конкретизированы требования по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, которым должен соответствовать участник закупки.
9. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 26 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки копии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (если участник закупки является организацией оптовой торговли лекарственными препаратами) или копии действующей лицензии на производство лекарственных препаратов, с приложением лекарственных форм, разрешенных для производства (если участник закупки является производителем лекарственных препаратов).
Так, для поставки тест-систем, которые являются изделиями медицинского назначения, не требуется наличие у участника лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или лицензии на производство лекарственных препаратов.
10. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является поставка товаров, в отношении которых в аукционной документации содержатся указания на товарные знаки. Следовательно, заказчику необходимо устанавливать требования к содержанию и составу первой части заявки в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 26 Информационной карты аукциона предусмотрены требования к содержанию и составу первой части заявки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установив в пункте 26 Информационной карты аукциона требования к содержанию и составу первой части заявки без учета объекта закупки, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64, подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
11. В нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 25, 26 Информационной карты аукциона не отражены установленные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования, соответствие которым должен продекларировать участник закупки в составе заявки.
12. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 2.1.3 проекта контракта не указан перечень иной сопроводительной технической документации, которую поставщик обязан передать заказчику совместно с поставленным товаром. Также заказчиком в пункте 3.1 проекта контракта не указаны сведения о нормативных требованиях к качеству и безопасности, которым должен соответствовать поставляемый товар. Заказчиком в пункте 7.1 проекта контракта не указаны государственные стандарты, технические условия, нормативно-техническая документация, которым должна соответствовать упаковка товара.
13. В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 2.1.1 проекта контракта поставщик обязуется поставить товар заказчику по номенклатуре, ценам и в количестве согласно Приложению N 1.
Однако, Приложение N 1 к контракту не содержит сведений о количестве товара. Указанное обстоятельство может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке, нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Научно-исследовательский институт инновационных технологий и материалов" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку инструментов и приспособлений, применяемых в медицинских целях (изв. N 0369300013817000024) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 30, пунктов 1, 3-5, 7, 7.1, 9 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 4 статьи 33, пунктов 4, 7, 8 статьи 42, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, подпункта "а" пункта 1 части 3, пунктов 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2017 г. N 431-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017