Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 июля 2017 г. N 150-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ЗАО "Уралмостострой" (вх. N 8200 от 27.06.2017) на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области (извещение N 0169200003617000028), в присутствии представителей ЗАО "Уралмостострой", действующих на основании доверенности N 178/17 от 28.06.2017,
в отсутствие заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения внеплановой проверки и заявившего ходатайство о проведении внеплановой проверки в его отсутствие.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.06.2017 поступила жалоба ЗАО "Уралмостострой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области (извещение N 0169200003617000028) (далее - аукцион, закупка), а именно о неисполнении Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области предписания антимонопольного органа N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017 и заключении государственного контракта N 73-д на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области от 20.06.2017.
Как следует из устных пояснений и обращения заявителя заказчиком не исполнено предписание антимонопольного органа, срок исполнения которого истек 22.06.2017.
Заказчик не предоставил на заседание Комиссии документы, подтверждающие заключение контрактов до исполнения предписаний антимонопольного органа, направил письменные пояснения по факту неисполнения предписания, указав, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, посчитав решение и предписание антимонопольного органа N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017, 19.06.2017 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области за защитой своих прав с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, государственный контракт N 73-д на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области от 20.06.2017 размещен в реестре контрактов единой информационной системы и находится в общем доступе.
Заслушав пояснения общества, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Согласно части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе является обязательным для исполнения лицами, которым выдано такое предписание.
Жалобы ЗАО "Уралмостострой", ООО "Дорстройтех-лизинг" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области (извещение N 0169200003617000028) рассмотрены на заседании Комиссии 09.06.2017, на основании которых вынесено решение и выдано предписание N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017.
Вынесенные антимонопольным органом решение и предписание размещены в единой информационной системе в сроки, регламентированные частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе (решение и предписание N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017 опубликовано - 15.06.2017).
Согласно выданному предписанию N 335, 345-ж/2017 от 28.03.2017 Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области необходимо выполнить следующие действия:
1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области: с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов от 31.05.2017.
2. Аукционной комиссии:
2.1. в срок до 19.06.2017 принять решение об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017;
2.2. в срок до 21.06.2017 рассмотреть вторые части заявок участников закупок в соответствии с решением N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017;
2.3. в срок до 22.06.2017 передать протокол и решение, оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области для размещения в единой информационной системе.
3. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
3.1 в срок до 22.06.2017 разместить протокол и решение, оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания в единой информационной системе;
3.2 продолжить процедуру определения поставщика, направленную на заключение контракта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В подтверждение исполнения предписания в срок до 27.06.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1 предписания; протоколы (решения), составленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, документы, подтверждающие размещение указанных протоколов (решений) в единой информационной системе.
Как следует из документов, представленных заявителем, Министерством (письмо от 07.07.2017 исх. N 4801), заказчиком заключен контракт N 73-д от 20.06.2017 с АО "ЮЖУРАЛМОСТ" на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017 N 0169200003617000028-3.
Таким образом, аукционной комиссией с рок до 19.06.2017 решение об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017 не принято, 20.06.2017 заказчиком заключен контракт по аукциону на основании протокола подведения итогов электронного аукциона, который должен быть отменен в соответствии с предписанием N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017 (далее - предписание).
С учетом изложенного, контракт заключен до исполнения предписания антимонопольного органа в нарушение пункта 1 предписания.
В нарушение пункта 2 предписания аукционной комиссией не принято решение об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017, не рассмотрены вторые части заявок участников закупок, соответственно не переданы указанные протокол и решение Министерству для размещения в единой информационной системе.
Необходимо отметить, что неисполнение предписания заказчиком, аукционной комиссией повлекло за собой невозможность исполнения предписания оператором электронной площадки, о чем свидетельствует обращение АО "Единая Электронная Торговая Площадка" (исх. N 3203-Д/17 от 27.06.2017).
Из содержания определений Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-17410/2017 (обжалование решения и предписания N 335, 345-ж/2017) заказчику отказано в принятии обеспечительных мер о приостановлении действия выданного антимонопольным органом предписания, что свидетельствует об обязанности его исполнения заказчиком и аукционной комиссией.
Как следует из пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание контрольного органа в сфере закупок является обязательным для исполнения заказчиком, аукционной комиссией, уполномоченным органом, оператором электронной площадки.
С учетом изложенного, заказчиком и аукционной комиссией не исполнено предписание Челябинского УФАС России и не предоставлены в регламентированные сроки сведения об исполнении указанного предписания в нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, а также в нарушение части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе заказчиком заключены контракты до исполнения предписания антимонопольного органа.
Согласно представленным заявителем документам, ЗАО "Уралмостострой" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о признании недействительными торгов в форме электронного аукциона (извещение N 0169200003617000028) на право заключить договор на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области; признании недействительным государственного контракта N 73-д от 20.06.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское-Шадринск Курганской области, участок км 60,8-граница Курганской области, заключенный между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и Акционерным обществом "ЮЖУРАЛМОСТ".
Согласно пункту 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки прекращает блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении подрядчика в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания подведения итогов электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
В рассматриваемом случае заказчиком на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017 (путем подписания на бумажном носителе), подписан контракт и размещены сведения о нем в единой информационной системе, протокол подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017 на основании предписания N 335, 345-ж/2017 от 09.06.2017 не отменен аукционной комиссией, является действующим, с учетом изложенного у оператора электронной площадки имеются основания для прекращения блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки хозяйствующих субъектов, которые признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2017, то есть участников закупки с порядковыми номерами заявок N 1, N 3.
Ввиду того, что контракт между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и Акционерным обществом "ЮЖУРАЛМОСТ" в электронной форме не заключен, основания для прекращения блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки АО "Южуралмост" отсутствуют в отношении заявки с порядковым номером 2.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком и обществом Комиссия, руководствуясь пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области нарушение пункта 2 части 22, части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Вступить в судебное дело по исковому заявлению ЗАО "Уралмостострой" (исх. N 293 от 06.07.2017) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 июля 2017 г. N 150-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017