Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО НПП "Микроком" (далее - Заявитель) на действия администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по восстановлению несущей способности тротуаров из плитки по ул. Калараш Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году" (извещение N 0118300018717000942) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что включение в документацию и проект контракта условия о необходимости перечисления Подрядчиком неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи нарушает требования ст.30 Закона о контрактной системе. В нарушение ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе в п.7.2 "Проекта контракта" установлено дополнительное основание для одностороннего отказа от исполнения контракта: "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: - при ограничении третьими лицами полномочий Подрядчика, влияющих на выполнение им своих обязательств по настоящему контракту". При этом, по мнению Заявителя, указанное основание одностороннего отказа не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены избыточные требования к товарам (материалам) (поз.1, 2, 3).
На рассмотрение Заказчиком, уполномоченным органом представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией города Сочи проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по восстановлению несущей способности тротуаров из плитки по ул. Калараш Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году" (извещение N 0118300018717000942).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 928 826,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Довод Заявителя о том, что включение в документацию и "Проект контракта" условия о необходимости перечисления Подрядчиком неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи нарушает требования ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе обоснован.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В извещении документации электронного аукциона установлены преимущества и требования к участникам:
Преимущества | Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям |
Требования к участникам | 1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) 1) Установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ. 2) Требования, установленные в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44, к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), являющихся объектом закупки, с перечнем подтверждающих документов: не установлены 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ требование установлено |
Ограничения | 1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - соответствие требованиям, установленным частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (субъекты малого предпринимательства); - соответствие требованиям Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (социально ориентированные некоммерческие организации) |
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона
Согласно ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В п.12 Информационной карты документации электронного аукциона установлено:
12 | Форма, сроки, условия и порядок оплаты товара, работ, услуг | Форма оплаты - Безналичный расчет. Срок, условия и порядок оплаты - Муниципальный заказчик перечисляет на счет Подрядчика денежные средства, за надлежаще выполненные работы в течении 10 (десяти) рабочих дней после оформления Сторонами следующих надлежащих документов: справки о стоимости выполненных работ и затрат, акта о приемке выполненных работ, счета (счет-фактуры) и иных, предусмотренных в установленном порядке документов, после получения счета от Подрядчика путем перечисления безналичных денежных средств на расчетный счет Подрядчика платежным поручением и при условии перечисления в порядке, установленном разделом 9 контракта, неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи на основании платежного документа, оформленного Муниципальным заказчиком (получателем бюджетных средств), с указанием в таком платежном документе Подрядчика, за которого осуществляется перечисление неустойки в соответствии с условиями контракта. |
Аналогичное положение изложено Заказчиком в п.2.5 "Проекта контракта".
Таким образом, в нарушение ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчиком включено в документацию и проект контракта условия о необходимости перечисления Подрядчиком неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи.
Заявитель указывает, что в нарушение ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе в п.7.2 "Проекта контракта" установлено дополнительное основание для одностороннего отказа от исполнения контракта: "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: - при ограничении третьими лицами полномочий Подрядчика, влияющих на выполнение им своих обязательств по настоящему контракту". При этом, по мнению Заявителя, указанное основание одностороннего отказа не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
Ч.8, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В п.7.2 "Проекта контракта" установлено: "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, более чем на 3 (три) календарных дня по причинам, не зависящим от Муниципального заказчика и не являющихся обстоятельствами непреодолимой силы;
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству выполненных работ, установленных контрактом и действующим законодательством;
- нарушение Подрядчиком установленных контрактом сроков устранения обнаруженных Муниципальным заказчиком дефектов (недостатков) в выполненных работах;
- при ограничении третьими лицами полномочий Подрядчика, влияющих на выполнение им своих обязательств по настоящему контракту".
Письмом Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2016 г. NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено: "С целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта полагаем целесообразным включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ)".
Условие включенное в п.7.2 "Проекта контракта" "- при ограничении третьими лицами полномочий Подрядчика, влияющих на выполнение им своих обязательств по настоящему контракту", на основании которого муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не является существенным.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в п.7.2 "Проекта контракта" противоречат нормам Закона о контрактной системе, ГК РФ.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель в жалобе указывает, что в разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены избыточные требования к товарам (материалам) (поз.1, 2, 3).
В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
N | Наименование товара (материала) | Товарный знак (при наличии) | Технические и функциональные параметры товара и материала по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) | |
Наименование показателя | Значение показателя | |||
1 | Плиты бетонные тротуарные | |||
Метод изготовления | вибропрессование | |||
Класс бетона по прочности на сжатие, В | 22,5 | |||
Размер, мм(ДхВхТ) | 100х200х60 | |||
Цвет | серый | |||
2 | Камни бетонные бортовые (тротуарные) | ГОСТ6665-91 | ||
Метод изготовления | вибропрессование | |||
Марка | БР 100.20.8 | |||
Размеры, мм(ДхВхТ) | 1000х200х80 | |||
Класс бетона по прочности на сжатие, В | 22,5 | |||
3 | Камни бетонные бортовые (дорожные) | ГОСТ6665-91 | ||
Метод изготовления | вибропрессование | |||
Марка | БР 100.30.15 | |||
Размеры, мм(ДхВхТ) | 1000х300х150 | |||
Класс бетона по прочности на сжатие, В | 22,5 |
Заказчиком в поз.1 "Плиты бетонные тротуарные" установлены следующие требования: "Размер, мм(ДхВхТ) 100х200х6", при этом установил условные обозначения "Д", "В", "Т" и соответствие ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия".
В Приложении N1 к ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" указано, что размеры изделия задаются в параметрах: длина (условное обозначение - а, а1), ширина (условное обозначение - b), высота (условное обозначение - h).
Аналогично по поз.2 и 3.
ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия": "п.1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.
Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.
Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры.
Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:
БР100.30.18
То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:
БК100.30.18.8 То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с ненапрягаемой арматурой класса А-IV:
БР600.30.18-АIV
Таким образом, Заказчиком при установлении требований по поз.1, 2, 3 в части установления размеров нарушены положения ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33 п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Нарушения, допущенные Заказчиком содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НПП "Микроком" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи нарушение ч.3 ст.7; ч.8 ст.30; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64; ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации города Сочи (отраслевой конкурсной и аукционной комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для реализации прочих муниципальных нужд города Сочи), Заказчику - администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 589
по делу N ЭА-1509/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
04 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 04.07.2017 года по делу N ЭА-1509/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО НПП "Микроком" на действия администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по восстановлению несущей способности тротуаров из плитки по ул. Калараш Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году" (извещение N 0118300018717000942) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Уполномоченному органу - администрации города Сочи (отраслевой конкурсной и аукционной комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для реализации прочих муниципальных нужд города Сочи), Заказчику - администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи устранить нарушение ч.3 ст.7; ч.8 ст.30; п.1) ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64; ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1509/2017 от 04.07.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 21.07.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017