Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Печерица "_" (далее - Заявитель) на действия МБДОУ ДС КВ N7 города Крымска МО Крымский район при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка бакалеи с преференциями ЕЭС" (извещение N0318300470517000003) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация разработана с нарушением Закона о контрактной системе: заказчик ограничил в сроках и способах подачи заявки; описание объекта закупки не соответствует ст.33 Закона о контрактной системе; предметом поставки является бакалея, в которую включены яблоки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБДОУ ДС КВ N7 города Крымска МО Крымский район проводился конкурс с ограниченным участием: "Поставка бакалеи с преференциями ЕЭС" (извещение N0318300470517000003).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 977 356,96 руб.
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п.4) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п.п. "а" п.1) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
В силу ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.12 Информационной карты Заказчиком установлены требования к участнику закупки о заблаговременном уведомлении заказчика о лице, подающем заявку (ФИО, паспортные данные).
В соответствии с п.1) ст.3 Федерального закона от 27.06.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Таким образом, информация, установленная в п.12 Информационной карты относится к персональным данным физического лица.
Согласно п.п.1) п.1 ст.6 Федерального закона от 27.06.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании изложенного, лицо подающее заявку вправе не предоставлять персональные данные.
Таким образом, п.12 Информационной карты противоречит ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе и п.п.1) п.1 ст.6 Федерального закона от 27.06.2006 N152-ФЗ "О персональных данных".
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1) п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.1 ст.481 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
В разделе 2 Описание объекта закупки заказчику требовалось:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие): Наименование, описание, значение и ед. изм. показателя |
Периодичность и время поставки товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Начальная (максимальная) цена единицы товара, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Масло растительное, 1л. |
Масло подсолнечное, рафинированное дезодорированное для непосредственного употребления в пищу и для производства продуктов питания, без осадка, без запаха, обезличенный вкус. Сорт высший. Соответствует ГОСТ 1129-2013, бутылка (полимерные материалы), 1 литр по 15 бутылок в упаковке. Срок годности - 12 месяцев. Остаточный срок годности не менее десяти месяцев на момент поставки*. |
Ежедневно с 7 часов 00 минут до 09 часов 00 минут по рабочим дням Заказчика согласно заявок. (условие обязательно к выполнению) |
шт. |
5 776,00 |
96,33 |
2 |
Мука пшеничная |
Соответствует ГОСТ Р 52189-2003. Мука пшеничная хлебопекарная, сорт высший, без примесей, содержание твердых сортов пшеницы не более 20 %*. Срок хранения на дату поставки должен составлять не менее 5 месяцев*. Фасовка в мешок по 25 кг. |
Ежедневно с 7 часов 00 минут до 09 часов 00 минут по рабочим дням Заказчика согласно заявок. (условие обязательно к выполнению) |
кг |
15 439,00 |
29,67 |
Указанные заказчиком ГОСТы не содержат подобных требований к упаковке.
Заказчиком установлены требования к упаковке товара, с нарушением п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Предметом контракта является бакалея.
К бакалейным продуктам относятся: мука, крупы, сахар, мед и т.д., при этом яблоки к указанной категории продуктов не относятся.
Таким образом, требования заказчика о поставке в составе бакалейной продукции яблок не обосновано, что противоречит ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие): Наименование, описание, значение и ед. изм. показателя |
1 |
2 |
3 |
3 |
Макаронные изделия |
Изделия макаронные группы А (рожки, перья и/или другие) должны быть изготовлены из муки из твердой пшеницы и воды. Продукт по показателям качества и безопасности должен соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ГОСТ 31743-2012 "Изделия макаронные. Общие технические условия", других технических документов с показателями качества не ниже указанных. Продукция должна быть высшего сорта. Форма должна быть соответствующая типу изделия. Цвет должен быть соответствующий сорту муки. Вкус должен быть свойственный данному изделию, без посторонних привкусов. Запах, свойственный данному изделию, без постороннего запаха. Сохранность формы сваренных изделий, % должна быть не менее 100*. Влажность изделий макаронных, в %, должна быть не более 13,0*. Макаронные изделия должны сохранять пропорции геометрических размеров и формы сечения после варки до готовности. Не допускается - металломагнитная примесь более 3 мг* на 1 кг продукта. Продукция, имеющая зараженность и загрязненность вредителями хлебных запасов (насекомые, клещи), не должна допускаться. Изделия макаронные должны быть упакованы в материал, обеспечивающий защиту изделий от повреждений и потерь. Изделия макаронные должны поставляться фасованными. Изделия фасованные должны быть упакованы в пачки из картона или бумаги и комбинированных материалов или пакеты из бумаги, или пакеты из целлюлозной пленки (целлофана) или других термосвариваемых и комбинированных материалов массой нетто до 1,0 кг. Продукт должен быть идентифицирован по наименованию и (или) иным признакам, изложенным в определении данной продукции и (или) визуальным и (или) органолептическим, и (или) аналитическими методами. |
Согласно ГОСТ 31743-2012 "Изделия макаронные":
7 Методы отбора проб и контроля качества
7.1 Отбор проб, определение цвета, формы, вкуса, запаха, влажности, кислотности, золы, нерастворимой в 10%-ном растворе соляной кислоты, сохранности формы сваренных макаронных изделий, сухого вещества, перешедшего в варочную воду, металломагнитной примеси, зараженности вредителями - по нормативному документу, действующему на территории государства, принявшего стандарт.
7.2 Определение массовой доли золы, содержания яичных продуктов, наличие и количественное содержание муки мягкой пшеницы - по нормативному документу, действующему на территории государства, принявшего стандарт.
Показатели: влажность макаронных изделий, металломагнитных примесей, сохранность формы определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Печерица "_" обоснованной.
2.Признать в действиях заказчик в качестве организатора совместного конкурса-МБДОУ ДС КВ N7 города Крымска МО Крымский район нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.33, ч.5 ст.51, п.1) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в качестве организатора совместного конкурса- МБДОУ ДС КВ N7 города Крымска МО Крымский район (конкурсной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017