Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 июля 2017 г. N 241-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей ООО "Медитерра" Фисенко С.С. (доверенность от 10.07.2017 N157/02-07), Ермолиной Ю.К. (доверенность от 10.07.2017 N159/02-07) и в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Александровой Т.А. (доверенность от 06.03.2017 N22), рассмотрев жалобу ООО "Медитерра" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку перчаток (номер извещения: 0325200000617000240), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.07.2017 поступила жалоба ООО "Медитерра" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее также - Заказчик; АМОКБ) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку перчаток (номер извещения: 0325200000617000240) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и документации об аукционе, включая проверку обоснованности их положений.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
28.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Комиссия не усматривает несоответствие установленных Заказчиком характеристик объекта закупки ГОСТам, т. к. все приведенные в аукционной документации показатели являются стандартными, находятся в рамках установленных ГОСТов 32275-2013, 52239-2004, 52238-2004 и др.
Кроме того, как следует из жалобы Общества, в технической части указаны выражения "от", "до", но инструкция по заполнению заявок не содержит разъяснений вышеуказанных выражений.
Инструкция по заполнению заявок установлена Заказчиком в части 4.7 аукционной документации.
Согласно инструкции по заполнению заявок "при указании сведений о конкретных показателях, участник закупки должен указать значения показателей предмета закупки в тех единицах измерения, в которых Заказчиком установлены требования к данным показателям. Отсутствие указанной единицы измерения в предложении Участника будет расценено как неконкретность предоставляемых данных и будет служить причиной для отклонения заявки. Если единицы измерения не указаны к показателю - считать их соответствующими действующим ГОСТ на данный предмет закупки. Участник должен предложить товары соответствующие требованиям аукционной документации: сведения о конкретных показателях, указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в электронном аукционе не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "должен быть" / "должно быть", "не менее" / "не более", "менее" / "более", "не хуже" / "лучше", "выше" / "ниже", "меньше" / "больше", ">" / "<", "<" / ">", "превышает" / "не превышает", "превышать" /"не превышать", "или", "свыше", "уже", "шире", "допускается" / "не допускается" и др. Перечисление показателей через ";", союз "и" и "/" означает, что необходимо указать все показатели. Перечисление показателей через ",", либо "\" и "или" означает, что необходимо указать один на выбор показатель. Вышеуказанное требование инструкции к знакам "," и "/" относятся только к характеристикам товара, имеющим однородные характеристики параметров. Если при описании характеристик встречается знак "-" (тире), необходимо указать диапазон значений в случае прямого на это указания, при этом минимальное граничное значение является включенным в данный диапазон, а максимальное является не включенным, в остальных случаях конкретное значение с тем же принципом включения граничных значений. При использовании "в пределах" и "диапазон" значение подлежит конкретике, при использовании "в интервале" и "в диапазоне" значение необходимо предоставить диапазонным показателем, что является конкретизацией данного значения и границы которого регламентируются вышеизложенными требованиями инструкции. При использовании "и/или" участнику следует расценивать данное указание как "и" или "или", в зависимости от ранее выбранных показателей товара. Участник закупки при заполнении первой части заявки должен продекларировать, что все предлагаемые им товары являются новыми товарами. Товары должны соответствовать всем требованиям нормативно-технических документов (соответствие ГОСТ 32275-2013, ГОСТ 52239-2004, ГОСТ 52238-2004 и др.). В случае использования товара, параметры и свойства которого регламентируются нормативно-техническим документом (ГОСТ) - руководствоваться актуальным на дату заполнения ГОСТ на данный вид продукции. Если в технических характеристиках объекта закупки указаны требуемые показатели (например ширина перчаток, длина перчаток, состав перчаток, цвет перчаток, толщина перчаток и т.д.), которые могут изменяться в зависимости от других показателей (например размера и типа), и соответственно при этом в описании объекта закупки указано требование к нескольким необходимым заказчику товаров одного вида (например разный размер перчаток, цвет, состав и т.д.), то участнику необходимо указать данный показатель для каждого конкретного вида товаров. В случае невыполнения данного условия показатель будет расцениваться как неконкретный и являться причиной для отклонения заявки. В случае требования нескольких типов, марок и т.д. в соответствии с инструкцией Участнику необходимо указать конкретные значения других характеристик данных марок, типов изделий и т.д. Если значение характеристики соответствует различным типам, маркам и т.д., Участнику необходимо это отразить в своем предложении, в случае невыполнения данного условия показатель будет расцениваться как неконкретный и являться причиной для отклонения заявки. Показатели характеристики на каждый тип изделий, должны соответствовать требованиям к показателям, установленным в ГОСТ на данный вид продукции. Если показатели, указываемые участником закупки, не соответствуют требованию ГОСТ на данный вид продукции (выше или ниже определённых показателей), то участник закупки должен обосновать данное несоответствие. Если данное условие не выполняется участником закупки, то показатель будет расцениваться как неконкретный и являться причиной для отклонения заявки. Использование Заказчиком отличных от ГОСТ единиц измерения обусловлено необходимостью заказчика".
Как следует, из части 4.7 аукционной документации все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны быть составлены на русском языке. Подача документов, входящих в состав заявки на иностранном языке, должна сопровождаться предоставлением надлежащим образом заверенного перевода соответствующих документов на русский язык. Отдельные документы (или их части), входящие в состав заявки, могут быть подготовлены на другом языке при условии, что к ним прилагается точный перевод на русский язык. Документы, не переведенные на русский язык, комиссия не рассматривает.
Комиссия проанализировав инструкцию по заполнению заявок, разъяснения положений аукционной документации данные Заказчиком, приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявок соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не допускает двойного толкования, не вводит в заблуждение участников закупки и позволяет заполнить заявки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Более того, согласно толковому словарю значение предлога "до" должно рассматриваться как не включающее в себя значение "1". Предлог "до" и "от" употребляется в значении "исключая" (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1997. С. 526).
Из вышеизложенного следует, что участники закупки при заполнении своих заявок должны руководствоваться правилами русского языка, аукционной документацией (инструкция по заполнению заявок), технической частью и действующими ГОСТами.
Данная позиция также отражена в решении Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-10655/2015 от 15.02.2016, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А59-2663/2012 от 05.12.2012, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по этому же делу N ВАС-7922 от 10.06.2013 года.
Также Комиссия отмечает, что Заявителем не указывается какие именно позиции ведомости ресурсов, инструкция по заполнению заявок не позволяет заполнить заявки, так же не указывается Заявителем какие именно требования установленные Заказчиком в извещении и аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медитерра" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку перчаток (номер извещения: 0325200000617000240) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 июля 2017 г. N 241-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2017