Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 июля 2017 г. N 04-01/299-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии:
-"_.." - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
-"_.." - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления;
-"_.." - главный специалист-эксперт Управления,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОФИТ-ПЛЮС" (г. Сочи) на действия Заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710) при осуществлении закупки заказчика на выполнение работ по проведению текущего ремонта больничного комплекса (5 блок) ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (извещение N 0190200000317006057http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "ПРОФИТ-ПЛЮС" (г. Сочи) на действия Заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710). Начальная (максимальная) цена контракта - 4 168 947,00 рублей.
Заявитель считает:
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 правил установлено: За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процент цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 правил установлено: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
2.Требования о декларировании участником закупки своего соответствия требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, закон не вводит. В силу прямого указания ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 227-ФЗ комиссия по осуществлению закупок обязательно проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, во всех случаях, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора, когда комиссия по осуществлению закупок вправе (но не обязана) проверять соответствие этому требованию. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.
Таким образом, в ходе проведения аукциона права участника ООО "Профит-плюс" были нарушены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
1.Фиксированный размер штрафа в виде суммы устанавливается уже при заключении контракта согласно постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N1063. В проекте контракта указывается лишь процентная доля исчисляемая в фиксированную сумму на стадии подписания контракта по итогам проведенного электронного аукциона.
Согласно судебной практики, установление заказчиком в проекте контракта размера штрафа, выраженного в конкретных процентах от цены контракта, является достаточным для целей соблюдения требования упомянутого закона, поскольку такое определение размера штрафа свидетельствует об установлении штрафа в фиксированном размере, и позволяет сторонам контракта однозначно определить сумму такого штрафа путем умножения цены контракта на установленный процент.
Судами обоснованно отмечено, что понятие "в виде фиксированной суммы", применяемое данным законом системе в отношении порядка установления размера штрафа, не означает, что в проекте контракта следует указать конкретную сумму штрафа в денежном выражении; по смыслу Закона в отличие от пени, которые начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств, установленный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства. Кроме того, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. По смыслу данных норм, условия контракта (как являющиеся существенными, так и не являющиеся таковыми) могут быть изменены только в случаях, названных в ч. 18 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 указанного закона.
Таким образом, при изменении цены контракта по соглашению сторон соответственно должна быть изменена прописанная в рублях сумма штрафных санкций, что не предусмотрено Законом N 44-ФЗ. В случае определения размера штрафа в виде фиксированной процентной ставки от цены контракта (даже в случае ее изменения), условие контракта о размере штрафа будет соответствовать Правилам N 1063.
Заказчиком исключена возможность не снижения цены контракта ниже трех миллионов рублей, что противоречит самому принципу аукциона, как способа осуществления закупок с неограниченной возможностью снижения ценового предложения участников аукциона
Заказчик Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" никак не ограничивает участников закупки, а наоборот процентная доля, указанная в проекте дает возможность максимального снижения цены контракта.
В данном случае контракт заключается по итогам электронного аукциона, на момент поступления жалобы подано четыре заявки от участников электронного аукциона. Как показывает практика по итогам проведения электронных аукционов на выполнение ремонтных работ идет значительное снижение начальной (максимальной) цены контракта.
2.Неправомерное требование заказчиком декларирования п.10 ч.1 ст.31 ФЗ-44 "Участник не является оффшорной компанией". Тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников.
Требование о декларировании участником закупки своего соответствия требованию, установленному п.10 ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ, закон не вводит. В силу прямого указания ч.8 ст.31 Закона N44-ФЗ в редакции N227-ФЗ комиссия по осуществлению закупок обязательно проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п.10 ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ, во всех случаях, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора, когда комиссия по осуществлению закупок вправе (но не обязана) проверять соответствие этому требованию. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.
В данном случае требование о декларировании участником закупки включено в документацию согласно Приказа Департамента Государственного заказа ЯНАО от 22.07.2015 г. N18-ГЗ "О внесении изменений в типовые документации на осуществлении закупок". Где прописано "Рекомендуемая форма", следовательно, она носит рекомендательный характер.
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1. (при наличии такого требования).
Исходя из вышеизложенного установлено, что заказчиком Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" аукционная документация составлена без нарушений действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных закупок 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Доводы Заявителя ООО "Профит-плюс" (г. Сочи) не находят своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Профит-плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710) при осуществлении закупки заказчика на выполнение работ по проведению текущего ремонта больничного комплекса (5 блок) ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (извещение N 0190200000317006057http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной
Председатель комиссии "_.."
Члены комиссии "_.."
"_.."
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
"_.."
34922-3-56-80
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 июля 2017 г. N 04-01/299-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017