Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2017 г. N 06-597/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Нановой Т. А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Данилова В. А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э. Ю. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройколор" (далее также - ООО "Стройколор", заявитель): представитель по доверенности Харлампьев И.И.;
от заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МБДОУ ЦРР "Сулусчан", заказчик): не явились, представили письменное пояснение, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от аукционной комиссии уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Комитета по размещению муниципальных заказов", аукционная комиссия, уполномоченное учреждение): руководитель Габышева Д.Д.;
рассмотрев жалобу ООО "Стройколор" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитета по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" РС (Я), заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчан" МР "Таттинский район" при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык - Кюель Таттинский улус (район) РС (Я) (Завершение строительства) (извещение N 0816300018717000041), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04 2013 года N44-ФЗ "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N44- ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), поступила жалоба ООО "Стройколор" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Комитета по размещению муниципальных заказов", заказчика МБДОУ ЦРР "Сулусчан" при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык - Кюель Таттинский улус (район) РС(Я) (Завершение строительства) (извещение N 0816300018717000041).
Из пояснений представителя ООО "Стройколор" следует, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "Стройколор", поскольку заказчиком в аукционной документации в части описании объекта закупки некорректно указаны предельные показатели площади оконного блока и проема.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений руководителя МКУ "Комитета по размещению муниципальных заказов" следует, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку заявителя.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0816300018717000041 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -31.05.2017 года, оператор электронной площадки - ООО "РТС- тендер";
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, 2 участникам закупки было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
6) согласно протоколу N 0816300018717000041 - 2 подведения итогов от 13.06.2017 года, соответствующей признана 1 заявка.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО "Стройколор" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0816300018717000041-1 от 09.06.2017 г. заявка ООО "Стройколор" с N 3 была отклонена, на основании следующего: "в соответствии с ч. 3.1 "Подготовка заявки на участие в аукционе раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе аукционной документации, пределы параметров, обозначенные через предлог "от" и "до", не включают величины, непосредственно указаны в крайне м граничном значении, если данный параметр не сопровождается словом "включительно" Так, в описании объекта закупки в ведомости основных применяемых материалов п. 6 установлены предельные показатели блока оконного площадью до 2 м2. Участником указана предельная величина крайнего граничного параметра. Заявка участника не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ требованиям документации об аукционе, и на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник не допускается до участия в электронном аукционе".
В соответствии с п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное п. 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе устанавливает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Следовательно, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки участвовать в данной закупке на основании наличия согласия при выполнении работ по строительству детского сада на 50 мест в с. Ытык - Кюель Таттинский улус (район) РС(Я) использовать товар, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Материалами дела установлено, что в пп. б п. 1 ч. 3.1.3. документации об электронном аукционе следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании.
В п. 6 приложения N1 к описанию объекта закупки в ведомости основных применяемых материалов установлено: блок оконный: пластиковый двустворчатый, с глухой и поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом не менее 24 мм, площадью до 2 м2.
Из материалов дела следует, что первая часть заявки ООО "Стройколор" содержит: блок оконный: блок оконный "Века". Пластиковый двустворчатый, с глухой и поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом 24 мм, площадью 2 м2.
В соответствии, п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Следовательно, аукционная комиссия правомерно отклонило заявку участника закупки ООО "Стройколор", поскольку показатели площади оконных блоков не соответствуют описанию объекта закупки в аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссия на указание заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации в части описания объекта закупки некорректно указаны предельные показатели площади оконного блока и проема отмечает следующее.
Согласно п. 5.1 описания объекта закупки в аукционной документации содержание и объем выполняемых работ осуществляются согласно локальной смете N1.
В соответствии с п. 14 локальной сметы N1 установлено требование к оконному блоку со следующими параметрами: пластиковый двустворчатый, с глухой и поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью до 2 м2.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "Стройколор" признана необоснованной.
При проведении внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе императивно установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно извещению N 0816300018717000041 от 31.05.2017 г. в рамках данной закупки установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Как установлено материалами дела, в п. 2.5 проекта контракта установлено, что оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год по мере выделения субсидий из бюджета муниципального района в течение 30 дней на основании подписанных сторонами акта о приёмке выполненных работ.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
В силу Федерального закона от 28.12.2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ) ч. 1 ст. 31 дополнена пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно материалам дела, единые требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены заказчиком в п. 11 раз. 2 "Информационная карта" аукционной документации. Между тем, требование к участникам закупки в соответствии с п. 7.1 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлено.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3) В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом данной закупки является выполнение работ с применением товаров/материалов.
П.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное п. 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно материалам дела, в п. 3.1.3 в документации о электронном аукционе установлены, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения, в том числе наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
При этом, действующая редакция Закона о контрактной системе предусматривает предоставление участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе сведений о наименовании страны происхождения товара, а не наименование места происхождения товара, для выполнения работ по данной закупке.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком, не установившим в аукционной документации требования к составу первой части заявки в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе нарушены требования ч. 3 ст. 7, ч. 1 п. 59, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, в силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указание на виды, объем и характер выполняемых работ.
Предмет закупки - выполнение общестроительных работ по строительству детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Кроме того, в п. 7.3 проекта контракта установлено, что подрядчик гарантирует достижение данным объектом строительства указанных в проектной документации показателей и несет ответственность за отступление от них.
Таким образом, лицо осуществляющее строительство капитального объекта, обязано осуществить строительство, в том числе в соответствии с проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений заказчика, проектная документация на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я) имеется, но согласно коллегиальному решению коллектива МБДОУ ЦРР "Сулусчан" от 15 мая 2017 года, и требований СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству содержанию и режима работы дошкольных учреждений в части искусственного освещения было рекомендовано проектно-строительной компании "Алаас" в проектно-сметную документацию изменить план размещения 1 и 2 этажей, без изменений объемов и общей стоимости строительно-монтажных работ. По данной причине проектно-сметная документация не прикреплена в составе аукционной документации и не размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, проектная документация отсутствует на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Поскольку проектная документация является составной частью описания объекта закупки, а, следовательно, неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений ч.ч. 2, 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 в части не размещения проектной документации на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройколор" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Комитета по размещению муниципальных заказов", заказчика МБДОУ ЦРР "Сулусчан" при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык - Кюель Таттинский улус (район) РС(Я) (Завершение строительства) (извещение N 0816300018717000041) необоснованной
2. Признать заказчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 59, ч. 8 ст. 30, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нановой
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2017 г. N 06-597/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017