Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 11 июля 2017 г. N 08/10-135
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 11.07.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Джоников А.М. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителя по доверенности:
заказчика - Муниципальное учреждение администрация Яшалтинского районного муниципального образования, Вдовицкая Т.Н. доверенность N23 от 30.05.2017 г.
рассмотрев в открытом заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ООО "Перспектива" далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме (извещение 0105300005017000009) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год.
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 04.07.2017 г. поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме на право на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год, реестровый номер извещения N 0105300005017000009.
Доводы Заявителя:
1.ООО "Перспектива" считает, действия Заказчика необоснованными, выразившиеся в указании разных сроков в проекте контракта: " Согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Одновременно с этим в проекте контракта указано, что "10.4. Возврат денежных средств, предоставленных Подрядчику в залог в качестве обеспечения исполнения Контракта согласно пункту 10.1. Контракта, осуществляется в течение 60 дней со дня подписания Сторонами акта приемки результата всех работ по настоящему Контракту.
Указанные денежные средства перечисляются на счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте".
Таким образом, заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта. Устанавливая такие противоречивые требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке."
2. В Проекте контракта установлено:
"14.4. Настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из Сторон".
Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе, с момента размещения в Единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что Контракт заключается на условиях, указанных в Извещении о проведении аукциона и Документации о таком аукционе, по цене, предложенной его Победителем.
Из указанных норм следует, что по результатам Аукцион Контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и Победителя аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам Аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, Заказчик, устанавливая в Проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам:
19.06.2017 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0105300005017000009 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год.
Заказчик - Муниципальное учреждение администрация Яшалтинского районного муниципального образования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 509 309 (семь миллионов пятьсот девять тысяч триста девять рублей) рублей 00 копеек.
1. ООО "Перспектива" считает, действия Заказчика необоснованными, выразившиеся в указании разных сроков в проекте контракта: " Согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Одновременно с этим в проекте контракта указано, что "10.4. Возврат денежных средств, предоставленных Подрядчику в залог в качестве обеспечения исполнения Контракта согласно пункту 10.1. Контракта, осуществляется в течение 60 дней со дня подписания Сторонами акта приемки результата всех работ по настоящему Контракту.
Указанные денежные средства перечисляются на счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте".
Таким образом, заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта. Устанавливая такие противоречивые требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке."
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В ходе анализа проекта контракта, прилагаемого к документации об электронном аукционе, установлено, что в нем установлен срок действия контракта до 31.12.2017.
При этом, согласно документации об электронном аукционе, заказчиком установлено требование к банковской гарантии о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Установленный заказчиком срок действия контракта позволяет участникам электронного аукциона предоставить банковскую гарантию, соответствующую требованиям документации.
Таким образом Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода.
2. В Проекте контракта установлено:
"14.4. Настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из Сторон".
Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе, с момента размещения в Единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что Контракт заключается на условиях, указанных в Извещении о проведении аукциона и Документации о таком аукционе, по цене, предложенной его Победителем.
Из указанных норм следует, что по результатам Аукцион Контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и Победителя аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам Аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, Заказчик, устанавливая в Проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе".
Единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Из смысла части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе следует, что под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 60 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности документооборота при проведении электронного аукциона, а именно обмен документами и информацией, связанными с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого участника, заказчика или оператора электронной площадки.
Процедура заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована статьей 70 Закона о контрактной системе, которая предусматривает обмен документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика.
Вышеуказанная специфика заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона учтена заказчиком в документации аукциона в электронной форме.
Из буквального толкования содержания условия, предусмотренного пунктом 14.4 проекта контракта, однозначно не следует, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа на бумажном носителе.
Следовательно, контракт по результатам проведения электронного аукциона подлежит заключению путем обмена документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода.
На основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Калмыцким УФАС России проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено следующее.
В аукционной документации данного аукциона указывается:
"10. Применение национального режима при осуществлении закупок. Установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
6. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме.
6.1. Подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме.
6.2.3. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
6.2.3.6. документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов".
Согласно части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указом Президента РФ N244 от 31.05.2017 отменены специальные экономические меры в отношении Турции.
Во исполнение данного Указа Правительство РФ (постановление 672 от 02.06.17) признало ряд нормативных правовых актов, утратившими силу, в числе которых постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено". Данный документ применяется к внешнеэкономическим операциям, предусматривающим ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, с 10 июня 2017 года. Таким образом, с 10 июня 2017 года заказчики не вправе включать в закупочную документацию запрет на закупку работ, услуг у турецких компаний.
Вместе с тем извещение о проведении аукциона в электронной форме опубликовано 17.06.2017 г., документация аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год также утверждена 17.06.2017 г.
Следовательно Заказчиком в нарушение ст.31 Федерального закона о контрактной системе, не правомерно установлено требование о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия определила, что Заказчик в Приложении N2 к техническому заданию в нарушение вышеуказанных норм, установил: "Перечень основных материалов, рекомендуемых к использованию при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 2017 год."
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0105300005017000009 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от ООО "ПРОГРЕСС", единственная заявка была признана соответствующей требованиям.
Согласно приложения N2 к техническому заданию, по позиции "Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь" указывается ГОСТ 9128-2009, однако в единственной заявке в разделе "характеристика дорожно-строительных материалов используемых участником размещения заказа при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год" участником аукциона ООО "ПРОГРЕСС" указана несоответствующая аукционной документации информация, а именно: "Асфальтобетонная смесь горячая,плотная,мелкозернистая, II марки тип Б, ГОСТ 9128-2013".
В соответствии с п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пп.б п.1 ч.3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
В нарушение вышеуказанных норм Заказчик необоснованно допустил к участию в аукционе в электронной форме единственного участника ООО "ПРОГРЕСС".
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" не обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное учреждение администрация Яшалтинского районного муниципального образования нарушившим ст.31, п.1 ч.1 ст.64,п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об аннулировании аукциона в электронной форме N 0105300005017000009
4. Передать материалы дела должностному лицу, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Джоников А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 11 июля 2017 г. N 08/10-135
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2017