Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 12 июля 2017 г. N 08/10-134
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 12.07.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Джоников А.М. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителя по доверенности:
заказчика - Муниципальное учреждение администрация Яшалтинского районного муниципального образования, Вдовицкая Т.Н. доверенность N23 от 30.05.2017 г.
рассмотрев в открытом заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (ООО "Профит-плюс" далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме (извещение 0105300005017000009) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 04.07.2017 г. поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме на право на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год, реестровый номер извещения N 0105300005017000009.
Доводы Заявителя:
1. Неправомерное требование заказчиком декларирования о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников.
2. Заказчик установил требование к участникам п.7 ст.31 ФЗ-44 в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам:
19.06.2017 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0105300005017000009 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год.
Заказчик - Муниципальное учреждение администрация Яшалтинского районного муниципального образования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 509 309 (семь миллионов пятьсот девять тысяч триста девять рублей) рублей 00 копеек.
1. Неправомерное требование заказчиком о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников:
II. Информационная карта аукциона в электронной форме
10. Применение национального режима при осуществлении закупок. Установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Согласно части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указом Президента РФ N244 от 31.05.2017 отменены специальные экономические меры в отношении Турции.
Во исполнение данного Указа Правительство РФ (постановление 672 от 02.06.17) признало ряд нормативных правовых актов, утратившими силу, в числе которых постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено". Данный документ применяется к внешнеэкономическим операциям, предусматривающим ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, с 10 июня 2017 года. Таким образом, с 10 июня 2017 года заказчики не вправе включать в закупочную документацию запрет на закупку работ, услуг у турецких компаний.
Вместе с тем извещение о проведении аукциона в электронной форме опубликовано 17.06.2017 г., документация аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год также утверждена 17.06.2017 г.
Следовательно, Заказчиком в нарушение ст.31 Федерального закона о контрактной системе, не правомерно установлено требование о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Заказчик установил требование к участникам п.7 ст.31 ФЗ-44 в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.31 Федерального закона о контрактной системе, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно аукционной документации, раздел I. Общие условия проведения аукциона в электронной форме, требования к участникам закупки указано:
"5.2. При осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона в соответствии с настоящей документацией об аукционе в электронной форме к участникам закупки устанавливаются следующие единые требования:
5. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации."
Однако в аукционной документации раздел II. Информационная карта аукциона в электронной форме указано: "При возникновении противоречия между положениями части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" и части II "Информационная карта аукциона в электронной форме" настоящей документации об аукционе в электронной форме применяются положения части II".
Согласно аукционной документации, в разделе II. Информационная карта аукциона в электронной форме, в п.5 указывается требование в соответствии с п.7 ст.31 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом данный довод не нашел своего подтверждения.
На основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Калмыцким УФАС России проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия определила, что Заказчик в Приложении N2 к техническому заданию в нарушение вышеуказанных норм, установил: "Перечень основных материалов, рекомендуемых к использованию при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 2017 год."
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0105300005017000009 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от ООО "ПРОГРЕСС", единственная заявка была признана соответствующей требованиям.
Согласно приложения N2 к техническому заданию, по позиции "Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь" указывается ГОСТ 9128-2009, однако в единственной заявке в разделе "характеристика дорожно-строительных материалов используемых участником размещения заказа при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Яшалтинского РМО РК на 2017 год" участником аукциона ООО "ПРОГРЕСС" указана несоответствующая аукционной документации информация, а именно: "Асфальтобетонная смесь горячая,плотная,мелкозернистая, II марки тип Б, ГОСТ 9128-2013".
В соответствии с п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пп.б п.1 ч.3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
В нарушение вышеуказанных норм Заказчик необоснованно допустил к участию в аукционе единственного участника ООО "ПРОГРЕСС".
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное учреждение администрация Яшалтинского районного муниципального образования нарушившим ст.31,п.1 ч.1 ст.64,п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об аннулировании аукциона в электронной форме N 0105300005017000009.
4. Передать материалы дела должностному лицу, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Джоников А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 12 июля 2017 г. N 08/10-134
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2017