Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 июля 2017 г. N 07-24-7432эп/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мособлмедсервис" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в аптечных пунктах ГБУ МО "Мособлмедсервис" (извещение N 0348200086517000072 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее -Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченное учреждения, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителядокументация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении АукционаЗаказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном
сайте - 20.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 955 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 06.07.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -
07.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 10.07.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как:по товару "Мастика" - "Максимальная теплостойкость должна быть от 50";
по товару "Дюбель распорный с металлическим стержнем" - "Минимальная глубина
отверстия должна быть от";
по товару: "Блоки дверные внутренние однопольные глухие" - "Отклонение от перпендикулярности сторон дверных полотен";
по товару: "Блок дверной внутренний" - "Отклонение от перпендикулярности сторон дверных полотен";
по товару: "Шпатлевка" - "Время высыхания верхнего слоя";
по товару: "Пена монтажная" - "Время полной полимеризации не должно быть";
по товару: "Раствор строительный" - "Наибольшая крупность зерен заполнителя";
по товару: "Раствор цементно - известковый" - "Наибольшая крупность зерен"
по товару: "Бетон" - "Марка цемента по прочности при сжатии в 28 - суточном возрасте";
по товару: "Смесь сухая затирочная" - "Содержание зерен наибольшей крупности";
по товару: "Кабель силовой" - "Наружная оболочка или защитный шланг кабеля не имеет вмятин, трещин и рисок, выводящих толщину оболочки за минимальное значение";
по товару: "Кондиционер" - "Потребляемая мощность при обогреве", "Потребляемая мощность при охлаждении";
по товару: "Щебень" - "Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы";
по товару: "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие"-"Максимальный размер зерен 20 мм должен быть в пределах 65 91 % по массе Максимальный размер зерен 15 мм должен быть в диапазоне 55 81 % по массе Максимальный размер зерен 10 мм должен быть в пределах 47 73 % по массе Максимальный размер зерен 5 мм должен быть в интервале 39 61 % по массе Максимальный размер зерен 2,5 мм должен быть в диапазоне 26 50 % по массе Максимальный размер зерен 1,25 мм должен быть в интервале 19 38 % по массе Максимальный размер зерен 0,63 мм должен быть в диапазоне 13 29 % по массе Максимальный размер зерен 0,315 мм должен быть в интервале 9 23 % по массе Зерновой состав смеси прерывистых зерновых составов для нижних слоев покрытий должен соответствовать следующим показателям: % по массе Максимальный размер зерен 20 мм должен быть в диапазоне 65 91 % по массе Максимальный размер зерен 15 мм должен быть в интервале 54 81 % по массе Максимальный размер зерен 10 мм 47 73 % по массе должен быть в интервале Максимальный размер зерен 5 мм должен быть в диапазоне 39 62 % по массе Максимальный размер зерен 2,5 мм должен быть в интервале 27 61 % по массе Максимальный размер зерен 1,25 мм должен быть в интервале 19 61 % по массе Максимальный размер зерен 0,63 мм должен быть в диапазоне 13 61 % по массе Максимальный размер зерен 0,315 мм должен быть в пределах"
по товару: "Канатпеньковый пропитанный" - "Число кручений на 1 м каболки";
по товару: "Блок внутренний канальной сплит - системы" - "Коэффициент производительности должен быть от".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе
Изучив документацию, Комиссия установила, что в инструкции винструкции по заполнению заявок на участие в аукционе установлено "В случае установления в Приложении 1 Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме термина "Предельные отклонения" без указания стороны отклонения участник закупки должен указать отклонения как в плюсовую, так и в минусовую сторону имеющие значения отвечающие требованиям Заказчика, аукционной документации и настоящей инструкции.".
Комиссия установила, что в инструкции ненадлежащим образом установлены требования к заполнению граф.Следовательно, участнику закупки не предоставляется возможным заполнить заявку в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия пришла к выводу о нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявок.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Доводы жалобы Заявителя в части установления Заказчиком требований в нарушение Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения, а именно: Согласно инструкции по заполнению заявки:"указание в качестве максимального значения показателя отрицательного числа с использованием слов "не более", "не больше", "не выше", "не превышает", "до", с учетом всех словоформ применяемых уточняющих слов, указанных в графах "наименование показателя" и/или "максимальное значение показателя" вместе или по отдельности, означает требование указания значения, не превышающего (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале) но не равного указанному". "Указание в качестве минимального значения показателя отрицательного числа с использованием слов "не менее", "не меньше", "не ниже", "от" с учетом всех словоформ применяемых уточняющих слов, указанных в графах "наименование показателя" и/или "минимальное значение показателя" вместе или по отдельности, означает требование значения, превышающего (находящегося правее на числовой прямой, выше на температурной шкале) но не равного указанному.","Максимальные значение показателя, указанные с использованием слов: "не более", "не должен быть более", "не >", "не должен быть >", "не больше", "не выше", "не превышает", "не должен превышать", "не позднее", "не темнее", "не должна превышать", с учетом всех словоформ, указанных в графах "наименование показателя" и/или "максимальные значение показателя" вместе или по отдельности, означает требование значения, не превышающего указанного, но не равного ему.","Минимальные значение показателя, указанные с использованием слов: "не менее", "не должен быть менее", "не <", "не должен быть <", "не ранее", "не меньше", "не ниже" с учетом всех словоформ, указанных в графах "наименование показателя" и/или "минимальное значение показателя" вместе или по отдельности, означает требование значения, превышающего указанное, но не равное ему."
Согласно инструкции по заполнению заявок: "Cледует учитывать, что показатели, значения которых не могут изменяться указаны в столбце "Значения показателей, которые не могут изменяться". Неизменный показатель означает, что указанное значение показателя, включая все относящиеся к значению символы, буквы и цифры, не могут изменяться и должны быть представлены участником в первой части заявки на участие в аукционе в полном соответствии с Приложением N1 к технической части документации.", "Значение, предоставляемое участником закупки, не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. уточняющие слова (с учетом всех форм слов): "не более", "не менее", " "менее", "более", "превышает", "не превышает", "больше", "не больше" "меньше" "свыше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "от", "до", "не ранее", "ранее", "не темнее", "темнее", "не позднее", "позднее", "не меньше", слеши, ">" , "<", "" , "
", "или" и т.д., то есть должны быть конкретными, за исключение случаев, когда значение показателя не может иметь конкретное значение в соответствие с инструкцией.";
Согласно инструкции по заполнению заявки: "Если прописано требование к геометрическим размерам (габаритным размерам) со словами "менее" или "более", словосочетаниями "не менее" или "не более", знаками предлогами "от" или "до" и размеры представлены в виде "ДхШхВ" или другом виде, то "менее" или "более", "не менее" или "не более", "от" или "до" относятся только к первым значениям показателя, знаки "<", "" (в том числе с частицей "не") относятся ко всем значениям показателя, все указанные знаки могут находиться в графах "наименование показателя" или "значение показателя";
Согласно инструкции по заполнению заявки: "В требованиях к характеристикам товаров, указанным в графах "минимальные значение показателя" или "максимальные значение показателя" используются следующие равнозначные символы: символы ";" равнозначны "и". Символы "," равнозначно "или" (кроме указания при разделении десятичных значений - 3,2; 2,5), используются только указанные в форме значения.";
Согласно инструкции по заполнению заявки: ""\" данный символ в графах "минимальные значение показателя" или "максимальные значение показателя нужно трактовать, как союз "или", участником могут быть использованы только указанные значения.",""/" данный символ в графах "минимальные значение показателя" или "максимальные значение показателя" нужно трактовать, как союз "и", участником могут быть использованы только указанные значения.",
"В требованиях к характеристикам товаров, указанным в графах "минимальные значение показателя" или "максимальные значение показателя" используются следующие равнозначные символы: символы ";" равнозначны "и". Символы "," равнозначно "или" (кроме указания при разделении десятичных значений - 3,2; 2,5), используются только указанные в форме значения.",
"Если в поле "Наименование показателя", "Значение показателя" параметры перечислены с использованием символа "или", то это означает, что заказчику требуется одно из перечисленных значений показателя, если не указано иное.";
Согласно инструкции по заполнению заявки: "Заявка участника закупки будет являться приложением к контракту в качестве спецификации поставляемого товара. Следовательно, необходимый для поставки товар и документация к нему (паспорта изготовителей, сертификаты, инструкции, гарантийные документы и другие документы на товар) будут приниматься комиссией заказчика в строгом соответствии с техническими характеристиками и товарными знаками или их отсутствием (в случае если в заявке участника закупки указано, что товарный знак отсутствует на предлагаемый товар), для поставки будет приниматься только товар без товарного знака с вышеназванной документацией к нему. В случае не предоставления для выполнения работ товара соответствующего Заявке участника закупки, заказчик будет вынужден обратиться в Арбитражный суд с целью расторжения контракта и внесения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с требованиями действующего законодательства.".
Таким образом данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиканарушениепункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикуобязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.07.2017 N 07-24-7432эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 июля 2017 г. N 07-24-7432эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017