Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 12 июля 2017 г. N 80/01-47/17
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: В.В. Брусенцов, врио руководителя Чукотского УФАС России; члены Комиссии: Е.В. Лепёхин, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России, М.Ю. Антонова, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии уведомленных надлежащим образом представителей Заявителя;
в присутствии начальника (ГКУ ЧАО "Чукотуправтодор") - Титова В.Е..
Рассмотрела жалобу ООО "Мосты и дороги" (далее - Заявитель) на действия Государственного казённого учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" (ГКУ ЧАО "Чукотуправтодор")(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по обследованию, диагностике и паспортизации мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Чукотского автономного округа", извещение N 0188200000417000283 (далее - Аукцион).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 06.07.2017 года поступил жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, , 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель считает, что Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно:
1. Пункт 6.6. Технического задания "Исполнитель должен использовать специализированные программные продукты для выполнения работ по диагностике и паспортизации мостов, имеющих свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ" противоречит пункту 1 статьи 27 и пункту 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. - Пункт 6.8. Технического задания "Видеопаспорта должны позволять производить линейные измерения на отдельных кадрах с привязкой к GPS/GLONASS - координатам и пикетажу. Требования к результатам видеосъёмки: сферическая видеосъемка (угол обзора 360 градусов); характеристики кадра: разрешение - не ниже 12 мегапикселей, цветность - не ниже 24 бита на пиксель; частота кадров видеосъемки - не ниже 15 кадров в секунду; шаг съемки - 1 метр; проведение площадных и линейных измерений по видеоизображению с погрешностью не более 5 см; каждый кадр должен иметь географическую привязку с погрешностью не более 20 см.".
-Пункт 7.4. Технического задания "Выполнить видеосъемку в электронном виде и передать заказчику на основе программы, позволяющей производить линейные измерения на отдельных кадрах с привязкой к пикетажу мостов. Составить видеопаспорт мостов".
Предметом закупки является выполнение работ по обследованию, диагностике и паспортизации мостов на автомобильных дорогах общего пользования. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляются работы содержатся в разделе 8 Технического задания. Ни один из них не содержит требования о предоставлении видеопаспортов при проведении диагностики, обследования или паспортизации мостов. Данное требование не соответствует предмету проведения аукциона.
3. Пункт 6.13. Технического задания "Исполнитель предоставляет заказчику информационно-аналитическую базу данных, включающую результаты работы и видеопаспорта мостов с лицензионным ключом на 5 (пять) рабочих мест, в сроки, установленные календарным графиком (Приложение N2 к проекту государственного контракта)". Фактически Заказчик требует от исполнителя бесплатной поставки или создания лицензионного программного обеспечения на 5 рабочих мест, что является отдельным видом работ, не связанным с предметом закупки по данному аукциону и является услугами в сфере информационных технологий.
В письменных пояснениях Заказчик не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при составлении документации Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком материалов и информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 04.07.2017 года на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение и документация об Аукционе, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 249 979 ,00 рублей.
Комиссия изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1. В пункте 6.6. Технического задания аукционной документации установлены условия при выполнении работ, в том числе: Исполнитель должен использовать специализированные программные продукты для выполнения работ по диагностике и паспортизации мостов, имеющих свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ.
Из пояснений заказчика следует, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки были сформулированы с учетом потребностей заказчика, исходя из потребностей в осуществлении услуг, указанных в объекте закупки, необходимом для осуществления функций заказчика.
Установленное требование не противоречит нормам законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Заявителя. Перечень специализированных программных продуктов для выполнения работ по диагностике и паспортизации мостов (искусственных сооружений), имеющих свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ, размещен на официальном сайте РОСАВТОДОРА в разделе "Отраслевой фонд алгоритмов и программ" Rosavtodor.ru -> Об Агентстве -> Управление ФДА -> Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения Информационные системы Росавтодора.
Комиссия считает необходимым отметить, что согласно Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По доводу по пункту 6.8 и пункту 7.4 Технического задания, что Заказчик необоснованно включил в Документацию о закупке требование о том, что "Видеопаспорта должны позволять производить линейные измерения на отдельных кадрах с привязкой к GPS/GLONASS - координатам и пикетажу. Требования к результатам видеосъёмки: сферическая видеосъемка...", пункт 7.4 "Выполнить видеосъемку в электронном виде и передать заказчику на основе программы, позволяющей производить линейные измерения на отдельных кадрах с привязкой к пикетажу мостов. Составить видеопаспорт мостов.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из совокупного смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии со своей потребностью. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, работе или услуге, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении таких требований.
В Техническом задании Заказчик конкретизировал состав работ, с использованием специализированных программных продуктов при выполнении обследования, диагностики и паспортизации мостов, необходимый для внесения актуальной информации в банк данных в электронном формате, что отвечает требованиям раздела 8 Правила составления отчетов и заключений по обследованию и испытаниям мостовых сооружений ОДМ 218.4.001 -2008 "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к заключению о том, что требования пункта 6.8. и пункта 7.4. Технического задания аукционной документации установлены заказчиком с учетом своих потребностей в соответствии с установленными Правилами, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
3. Пункт 6.13. Технического задания "Исполнитель предоставляет заказчику информационно-аналитическую базу данных, включающую результаты работы и видеопаспорта мостов с лицензионным ключом на 5 (пять) рабочих мест, в сроки, установленные календарным графиком (Приложение N2 к проекту государственного контракта)".
Согласно Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком.
Из вышеприведенного положения о контрактной системе следует, что установление требований к оказываемым услугам - прерогатива заказчика и потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика.
Однако, свобода заказчика в установлении требований об условиях исполнения контракта/оказания услуги ограничена нормой Закона о контрактной системе, запрещающей устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33).
В Разделе 8 Правила составления отчетов и заключений по обследованию и испытаниям мостовых сооружений ОДМ 218.4.001-2008 "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах" указано: "Итогом диагностики является заполненный актуальной информацией банк данных, а также технический паспорт мостового сооружения на бумажном носителе, сформированный по утвержденной форме средствами автоматизированной системы ведения банка данных".
В аукционной документации приведена максимально возможная информация, необходимая участнику закупки для выполнения работ.
Кроме того, Заказчик пояснил, что начальная (максимальная) цена государственного контракта была сформирована методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта (часть 2 статьи 22 Закона о контрактной системе). Для расчёта начальной (максимальной) цены государственного контракта использовалась общедоступная информация о ценах на работы по обследованию, диагностике и паспортизации мостов на автомобильных дорогах общего пользования, проведено исследование рынка путем официальной переписки Заказчика с потенциальными исполнителями. Письма-запросы о предоставлении ценовой информации были направлены 5 (пяти) потенциальным исполнителям, из которых 3 (трое) предоставили коммерческие предложения о стоимости необходимой Заказчику работы.
Первый раз электронный аукцион (реестровый номер N 0188200000417000155) был проведен 21 июня 2017 года. Но в связи с тем, что из 6 (шести) участников закупки 5 (пять) не приняли участие в электронном аукционе, а заявка 1 (одного) участника признана не соответствующей требованиям, установленным Документацией о закупке, аукцион был признан не состоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Электронный аукцион (реестровый номер N 0188200000417000283) проводится повторно, без изменения условий закупки.
Количество участников закупки говорит об отсутствии ограничения конкуренции.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки вышеуказанными действиями заказчика не подтвержден и не установлен материалами дела.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.
На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, жалоба не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки вышеуказанными положениями аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия находит данные доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, Комиссия пришла к следующему выводу, руководствуясь пунктом частью 8 статьей 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мосты и дороги" на действия заказчика Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по обследованию, диагностике и паспортизации мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Чукотского автономного округа", извещение N 0188200000417000283 - необоснованной.
Председатель Комиссии _________________________ В.В. Брусенцов
Члены Комиссии _________________________ Е.В. Лепёхин
_________________________ М.Ю. Антонова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 12 июля 2017 г. N 80/01-47/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017