Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внешней очистке зданий, в том числе от снега и льда на прилегающей территории административных зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов (номер извещения 0348100021717000087) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В составе документации отсутствует информация о количестве товаров, используемых при выполнении работ.
2. В документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, поскольку положения инструкции по заполнению первых частей заявок устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ материалов, из которых состоят товары (материалы) используемые при оказании услуг, а также результаты испытания таких товаров, а также Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к товару: "шкурка шлифовальная".
3. Положения инструкции по заполнению первых частей заявок не позволяют предоставить показатели в отношении пункта 17 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, поскольку указанные показатели не соответствуют требованиям ГОСТ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 15.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -11 804 725,18 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 08.06.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в составе документации отсутствует информация о количестве товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно документации об Аукционе, предметом закупки является оказание услуг по внешней очистке зданий, в том числе от снега и льда на прилегающей территории административных зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов.
В соответствии с разделом III пунктом 9 документации об Аукционе, информация о количестве и месте доставки товара, выполнения работ, оказания услуг содержится в Разделе V технической части документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в Разделе V технической части документации, отсутствует информация о количестве товаров, используемых при выполнении работ, таких как: полиэтиленовые мешки для мусорных корзин, мешки для вывоза мусора, средство для мытья и дезинфекции уличных урн, средство для мытья асфальтового покрытия, средство для очистки уличных поверхностей, моющее средство для различных поверхностей, чистящее средство для мытья стен, средство для мытья лестниц и другие.
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не указана информация о том, в каком количестве необходимы указанные товары в рамках оказания услуг по контракту.
Таким образом, у участников закупки отсутствует возможность определить количество товаров, необходимое для указания услуг.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего информацию о количестве товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, поскольку положения инструкции по заполнению первых частей заявок устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ товаров, из которых состоят товары, используемые при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании комиссии установлено, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, как например,
"4. Средство для мытья асфальтового покрытия - концентрированное моющее средство; объем поверхностно-активных веществ не менее 3,5%; в составе средства должна присутствовать антистатическая добавка и бактерицидная добавка. Средство не должно оказывать разрушительного влияния на поверхность, должно полностью впитываться в покрытие, не выделяя при этом вредных веществ, полностью разлагаться; эффективно удалять пятна масла и нефти, жировые и никотиновые отложения. При использовании средство должно быть безопасно для человека, животных и окружающей среды; количество средства при разбавление 1 мл/1000 мл воды; моющая способность не менее* 84%; внешний вид прозрачная жидкость без посторонних включений. По степени воздействия на организм человека средство должно относиться к веществам не ниже 4-го класса опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76;
10. Жидкое мыло. Состав: не менее 20% жирных кислот, более 10- менее 20% этилового спирта, вода не более 70%. Водородный показатель рН должен составлять 5,0-8,5*. Должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52345-2005 "Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия".
14. Средство для мойки уличных светильников, фонарей. анионных ПАВ 5%*; изопропанол менее 15%; гликолевый эфир
5%; воды не менее 75%*; показатель pH 1% раствора в диапазоне от 5- до 10 единиц; объем средства в рабочем растворе должно составлять не более 20%*; расход раствора менее 40г/м
; по степени воздействия на организм человека средство должно относиться к веществам не ниже 4-го класса опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.00776. "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" и другие.
Также, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к товару: "шкурка шлифовальная".
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требование к указанному товару: зернистость 50; ширина рулона более 1240 мм и менее 1260 мм, длина рулона не менее 20-м; предельное отклонение по длине рулона не более 0,5; вид рабочего слоя сплошной; неравномерность толщины не более 0,2 мм; режущая способность шкурки не менее 0,3г/мин; условное обозначение бумаги П6. Каждый рулон шлифовальной шкурки должен быть обернут двойным слоем бумаги. Рулон должен быть заклеен на стыке. Слои упаковочной бумаги должны закрывать торцы рулона и обеспечивать сохранность его при транспортировании. На каждом упакованном рулоне должна быть наклеена этикетка или нанесен штамп со следующими данными: товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение, дата выпуска и номер партии, штамп технического контроля. Должна соответствовать требованиям ГОСТ 6456-82 "Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, положения инструкции по заполнению первых частей заявок не позволяют предоставить показатели в отношении пункта 17 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, поскольку указанные показатели не соответствуют требованиям ГОСТ.
Так, например, Заказчиком в документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Гранитная крошка": должна соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", фракция 5 мм".
В соответствии с пунктом 3.2 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе "Если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого товара (материалов) используется максимальное или минимальное значение показателя, которое сопровождается словами "более" или менее", то в таком случае участник закупки в своей заявке при указании конкретных показателей должен указать конкретное значение такого показателя (без слов "более" или "менее"), которое должно быть меньше максимального или больше минимального значения показателя, установленного Заказчиком использование граничных значений недопустимо".
На заседании Комиссии установлено, что 17.04.2017 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба участника закупки на действия Заказчика, в том числе, довод на положение инструкции по заполнению первых частей заявок, не позволяющих представить показатели в отношении товаров, поскольку указанные показатели не соответствуют требованиям ГОСТ.
Решением ФАС России от 17.04.2017 по делу N К-309/17 указанный довод жалобы признан обоснованным, в связи с тем, что Заказчиком при составлении документации на участие в Аукционе допущена техническая ошибка.
4. Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчиком формируются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
При этом согласно подпункту 2 ("е") пункта 5 Приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 31.03.2015 N 182/7н (далее - Приказ) в план-график закупок включаются минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта, которые могут включать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета контракта, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика и позволяющие идентифицировать предмет контракта, с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, осуществление закупки возможно в случае, если для объекта закупки предусмотрены доведенные лимиты бюджетных обязательств и при этом информация о закупке такого объекта содержится в плане-графике.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 31.03.2017 размещено извещение N 0348100021717000001 на оказание услуг по внешней очистке зданий, в том числе от снега и льда на прилегающей территории административных зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов.
На указанную закупку заявителем ООО "Стройсервис" подана жалоба, по результатам рассмотрения которой по делу от 17.04.2017 N К-309/17 выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.
Заказчиком внесены изменения в документацию об аукционе 29.05.2017.
При этом, Заказчиком 15.05.2017 повторно размещено извещение N 0348100021717000087 о проведении закупки для обеспечения указанных нужд, которое по предмету закупки, объему оказываемых услуг и начальной (максимальной) цене идентичное аукциону с номером извещения 0348100021717000001.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Заказчиком повторно размещено извещение о проведении идентичной закупки в связи с тем, что Заказчик не смог внести изменения в документацию об аукционе с номером извещения 0348100021717000001 из-за технических неполадок ЕИС.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе, для проведения закупки заказчик размещает в ЕИС одно извещение об осуществлении закупки.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, о невозможности проведения закупки с номером извещения 0348100021717000087, в связи с тем, что Заказчиком уже размещена в ЕИС закупка с номером извещения 0348100021717000001, которая по предмету закупки, объему оказываемых услуг и начальной (максимальной) цене, а также идентификационному номеру закупке идентични Аукциону.
Таким образом, размещение в ЕИС двух и более извещений об осуществлении закупок с одинаковыми (идентичными) предметами закупок нарушает требования статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП Российской Федераци.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 31.05.2017 по делу N К-665/17 по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 31.05.2017 по делу N К-665/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 5 июня 2017 г. N К-681-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017