Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2017 г. N КГОЗ-163/17 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-163/17
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
06.06.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "Завод имени М.И. Калинина" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,АО "Единая электронная торговая площадка"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставкукомплектующих изделий, необходимых для поддержания технической готовности средств боевого управления и автоматизированной системы управления Ракетных войск стратегического назначения согласно перечню, утверждаемому Минобороны России: РПЗУ-107(номер извещения 0173100004517000669) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего требование о наличии у участника закупки лицензии на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
2) установившего требование о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие товара ограничениям и условиям Постановления N 968, в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
3) использовавшего для определения начальной (максимальной) цены контракта метод, не предусмотренный Законом о контрактной системе;
4) установившего в проекте контракта документации об Аукционе условие о заключении контракта в бумажном виде по результатам Аукциона в нарушение Закона о контрактной системе;
5) разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) приложения NN 3, 5 к документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста, что затрудняет формирование заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукционаразмещено в ЕИС- 15.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 44 783 773 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.06.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 08.06.2017.
1. Частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам закупки.
Разделом 15 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", выданной уполномоченным органом (далее - Лицензия).
В соответствии с пунктом 22 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов относятся к государственной тайне.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено в связи с тем, что места поставки закупаемого товара являются режимными объектами и сведения о дислокации данных объектов относятся к государственной тайне.
Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии у участника закупки Лицензии установлено Заказчиком в документации об Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В пункте 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено следующее требование ко второй части заявки: "документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 ФЗ N 44-ФЗ.
Для целей применения постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" такими документами являются: копия специального инвестиционного контракта, в случае создания или модернизации и (или) освоения производства закупаемой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или сертификат СТ-1, в целях подтверждения Российской Федерации как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.".
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств (далее - Постановление N 968).
В соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 6 Постановления N 968 установлено, что отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень, признаются продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случае соответствия одному из следующих условий: " - создание или модернизация и (или) освоение производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта; - подтверждение Российской Федерации (государства - члена Евразийского экономического союза) как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не подпадающих под действие подпунктов "а", "б" и "в" данного пункта)".
Согласно подпункту "а" и "г" пункта 7 Постановления N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов: " - специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления; - сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления".
Комиссией установлено, что закупаемый Заказчиком товар включен в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции,происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 968 (далее - Перечень), а именно "26.20.22.000Устройства запоминающие полупроводниковые, сохраняющие информацию при выключении питания".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционедокументов, подтверждающих соответствие товара ограничениям и условиям Постановления N 968, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 44 783 773 руб.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в приложении N 3 к документации об Аукционе.
Указанная закупка проводится в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно части 4 статьи 6 Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" утверждено положение об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу (далее - Положение).
Пунктом 7 раздела II Положения установлено, что определение начальной (максимальной) цены государственного контракта осуществляется в том числе при закупках продукции, связанной с созданием новых (модернизированных) образцов вооружения, военной и специальной техники, а также ракетно-космической техники (в том числе для объектов космической инфраструктуры), комплектующих изделий и материалов, - с применением, как правило, затратного метода определения цены в соответствии с разделом IV Положения.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для определения начальной (максимальной) цены контракта использовался затратный метод.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что Заказчик использовал для определения начальной (максимальной) цены контракта метод, не предусмотренный Законом о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
В пункте 16.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Контракт составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих равную юридическую силу: 1 (первый) экземпляр - для Заказчика, 2 (второй) экземпляр - для Поставщика".
При этом, согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с Законом о контрактной системе контракт по результатам проведения Аукциона будет считаться заключенным только после подписания его сторонами на электронной площадке усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5.В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
На заседании Комиссии установлено, что приложения NN 3, 5 к документации об Аукционе размещены в ЕИС в формате PDF.
В приложении N 3 к документации об Аукционе содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в приложении N 5 к документации об Аукционе - нормативно-техническая документация на закупаемый товар.
Заказчиком в приложении N 2 к документации об Аукционе установлено, что "функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Товара (в том числе максимальные и (или) минимальные значения характеристик товара): в соответствии с Техническими условиями ИМНЕ.431249.107 ТУ, Техническими условиями ХДО.005.081 ТУ (Приложение N 5 к документации об электронном аукционе). Товар должен соответствовать группе 3.3а согласно Техническим условиям ХДО.005.081 ТУ".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что в соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" первая часть заявки должна содержать согласие участника закупки на поставку товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Комиссии установлено, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком в ЕИС, не содержит ограничения для ознакомления и обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов текста, необходимого для формирования заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Заявителем на заседании Комиссии оглашен дополнительный довод, что размещенная Заказчиком в ЕИС нормативно-техническая документация на закупаемый товар не позволяет определить характеристики закупаемого товара и подать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком в ЕИС размещены все документы и сведения, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что размещенная Заказчиком в ЕИС нормативно-техническая документация на закупаемый товар не позволяет определить характеристики закупаемого товара и подать заявку на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Завод имени М.И. Калинина"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 6 июня 2017 г. N КГОЗ-163/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017