Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "КРОК инкорпорейтед" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению ресурсов и вычислительных мощностей для обеспечения работоспособности информационных систем государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (СГИО СХ) (номер извещения 0173100006417000112) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку ФГБУ НИИ "Восход" (далее - Победитель) надлежащей, поскольку заявка Заявителя не соответствуют положениям Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 82 213 734,03 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на участие в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признан Победитель с минимальным предложением о цене контракта 73 989 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2017 N ПРО1 заявка Победителя признана соответствующей требованиям Конкурсной документации, а также Закону о контрактной системе.
По мнению Заявителя, описание выполнения приведенных Победителем шагов (этапов) оказания услуг ряда пунктов Технического задания Конкурсной документации противоречит требованиям, установленным Заказчиком в Конкурсной документации, кроме того, может привести к сбою работы системы и не обеспечит надлежащее исполнение контракта.
Согласно пункту 24.4.2 Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Конкурсе Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, предоставляемое в составе заявки на участие в открытом конкурсе, предоставляется по форме N 3. "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки", предусмотренной Частью III. "Формы документов для заполнения участниками конкурса".
Согласно форме N 3 "Предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки" установлено, что "в случае отсутствия каких-либо положений Части VI "Описание объекта закупки. Технические требования" Предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки считаются не соответствующими требованиям конкурсной документации".
Изучив заявки участников, представленные представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка Победителя содержит все положения Части VI "Описание объекта закупки. Технические требования" Конкурсной документации.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, подтверждающих, что Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Победителя, соответствующей требованиям Конкурсной документации, а также Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Конкурсе Конкурсной документации установлено, что "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, предоставляемое в составе заявки на участие в открытом конкурсе, предоставляется по форме N 3. "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки", предусмотренной Частью III. "Формы документов для заполнения участниками конкурса".
Вместе с тем Формой N 3 "Предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки" установлено, в том числе следующее: "Предложения Участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должны включать все положения Части VI "Описание объекта закупки. Технические требования" и предложения Участника открытого конкурса по оказанию услуг в виде комментариев к соответствующим положениям Части VI "Описание объекта закупки. Технические требования") (комментарии Участника открытого конкурса выделяются курсивом и (или)цветом).
Участник открытого конкурса в данной форме предлагает свои предложения с учетом пп. 2.1. Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" п. 28 Части II "Информационная карта открытого конкурса", отвечающие требованиям Части VI "Описание объекта закупки. Технические требования" и потребностям Заказчика.
Оценка для выявления победителя конкурса осуществляется в сравнении с заявками, поданными Участниками открытого конкурса и которые не были отклонены, на основе критериев, указанных в Части II "Информационная карта открытого конкурса".
В случае отсутствия каких-либо положений Части VI "Описание объекта закупки. Технические требования" Предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки считаются не соответствующими требованиям конкурсной документации".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявок, содержащаяся в Конкурсной документации, не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе при составлении предложения в отношении объекта закупки, а также при составлении предложения, которое подлежит оценке в рамках критериев оценки, установленных в Конкурсной документации. Кроме того, не представляется возможным установить, каким образом необходимо представить предложение, которое подлежит оценке в рамках порядка оценки заявок участников Конкурсной документации. Вместе с тем, полнота описания указанных работ подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям не отклонена ни одна заявка участника закупки.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- Критерий N 1 "Цена контракта": значимость критерия - 30 %;
- Критерий N 2 "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": значимость критерия - 50% (далее - Критерий N 2);
- Критерий N 3 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": значимость критерия - 20 %.
В рамках Критерия N 2, установлено, в том числе следующее: "Квалифицированными предложениями считаются значимые предложения по пункту(ам) п. 2 Части VI Конкурсной документации, обоснованные с точки зрения действующих нормативных документов, методик и стандартов. Предложение оценивается как обоснованное с точки зрения действующих нормативных документов, если при описании предложения Участник конкурса использует ссылки на разделы, статьи, пункты, подпункты нормативных документов для подтверждения соответствия своего предложения нормативным документам. Предложение оценивается как обоснованное с точки зрения действующих методик или стандартов, если при описании предложения Участник конкурса использует ссылки на разделы, статьи, пункты, подпункты действующих методических документов или стандартов для подтверждения соответствия своего предложения методикам или стандартам.
При описании показателя данного критерия и значимости Заказчиком применяются общепринятые термины и определения.
Для оценки заявок устанавливается шкала оценки, согласно которой Заказчик присуждает баллы за определённое значение показателя оценки.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется в соответствии с нижеследующей таблицей, исходя из суммы баллов, присвоенных по каждой позиции таблицы.
N Характеристика предложения по показателю Значение в баллах
Наличие описания, удовлетворяющего требованиям квалифицированности и значимости Отсутствие описания, удовлетворяющего требования квалифицированности и значимости, или наличие описания, не удовлетворяющего требования квалифицированности и значимости
1. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.2. Технических требований, а также содержат сведения: - -
1.1. о технологии оказания услуг по каждому подпункту пункта 2.2.1 Технических требований 15 0
2. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.4. Технических требований, а также содержат сведения: - -
2.1. о технологии оказания услуг по пункту 2.4.1 Технических требований 5 0
2.2. о технологии оказания услуг по пункту 2.4.2 Технических требований 5 0
2.3 о технологии оказания услуг по пункту 2.4.3 Технических требований 5 0
2.4. о технологии оказания услуг по пункту 2.4.5. Технических требований 5 0
3. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.5. Технических требований, а также содержат сведения: - -
3.1. о технологии оказания услуг по каждому подпункту пункта 2.5.1. Технических требований 10 0
4. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.6. Технических требований, а также содержат сведения: - -
4.1. о методах и технологии оказания услуг по пункту 2.6.3. Технических требований 10 0
4.2. о технологии оказания услуг по пункту 2.6.5. Технических требований 5 0
5. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.7. Технических требований о технологии оказания услуг 5 0
6. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.8.2. Технических требований, а также содержат сведения: - -
6.1. о технологии оказания услуг по пунктам 2.8.2.1, 2.8.2.3., 2.8.2.4. Техничехких требований 5 0
7. Технологии оказания услуг по пункту 2.8.3. Технических требований 10 0
8. Технологии оказания услуг по пункту 2.8.5. Технических требований 10 0
9. Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 2.8.6. Технических требований 10 0
Всего 100
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Критерию N 2, в том числе не позволяет сопоставить какими именно требованиями нормативных документов, методических документов или стандартов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, участникам закупки следует руководствоваться при описании предложения для оценки Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку всем заявкам участников в рамках Критерия N 2 было присвоено максимальное количество баллов, в связи с чем победителем признан участник с наименьшим ценовым предложением.
4. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2017 N ПРО1 (далее - Протокол) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки. При этом согласно сведениям, размещенным в ЕИС, к Протоколу не приложены предложения всех участников Конкурса в отношении объекта закупки, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 7.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется Заказчику до заключения контракта и должно обеспечивать все обязательства исполнителя, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, включая, в том числе "по привлечению к исполнению Контракта соисполнителя(ей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ____ процентов Цены Контракта, а также по предоставлению Государственному заказчику документов, подтверждающих исполнение такого обязательства Исполнителя по названному привлечению к исполнению Контракта соисполнителя(ей)".
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "КРОК инкорпорейтед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.06.2017 N К-708/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 8 июня 2017 г. N К-708-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017