Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "ЦНИИ ЭИСУ" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на организационно-техническое и экспертно-аналитическое сопровождение реализации ведомственной целевой программы "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах" (номер извещения 0173100003717000111) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии:
1. Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации, а также признании заявки победителя Конкурса - ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" (далее - Победитель) соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Членом Единой комиссии является лицо, лично заинтересованное в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - а именно Трубицына О.С., состоящая в штате организации ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН", подавшей заявку на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 21 920 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, из которых 1 заявка участника закупки признана соответствующей требованиям Конкурсной документации;
5) на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурс признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.05.2017 N ПРО 1 участнику Конкурса с порядковым номером "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Конкурсе, в том числе в связи с тем, что в части 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" Формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки", представленной в составе Заявки Участника закупки в столбце 2 "Алгоритм (Действия Исполнителя при выполнении (оказании) отдельного наименования работ (услуг)", в описании Действий Исполнителя не указаны конкретные количественные значения, формулировки имеют префикс "не менее" при указании количественных значений по действиям: I.2.2. (Том 2, стр. 5), II.1.4. (Том 2, стр. 8), II.3.2. (Том 2, стр. 11), II.3.4. (Том 2, стр. 11), II.4.6. (Том 2, стр. 12), IV.3.2. (Том 2, стр. 15), VI.1.2. (Том 2, стр. 20), VI.2.6. (Том 2, стр. 22), VI.3.7. (Том 2, стр. 23-24), что является нарушением требований пункта г) инструкции по заполнению Детализированного Плана выполнения работ (оказания услуг), установленной в Разделе V "Формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе с инструкцией по их заполнению" Конкурсной документации.
В разделе V Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе и правила заполнения указанных форм, например следующие:
При заполнении формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" (далее - Форма) участнику закупки требуется соблюдение правил заполнения, в том числе столбца 2 "Алгоритм", например, следующие:
"В столбце 2 "Алгоритм" должна быть указана предлагаемая участником закупки последовательность "Действий исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг)", представленная в хронологическом порядке по дате завершения выполнения Действий в рамках этапа (этапов, при наличии нескольких этапов в рамках одного года) работ (услуг). Участник закупки должен указать только отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые исполнителем функции), совокупность которых позволит выполнить (оказать) работы (услуги), указанные в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и иных частях настоящей Конкурсной документации, в том числе в соответствии с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (при необходимости), спецификации и др. В случае установления заказчиком в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" (п. 5, столбец 3 "Требования, предъявляемые к работам (услугам): функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), спецификации и др.") или иных частях настоящей Конкурсной документации максимальных и/или минимальных значений и/или диапазонов таких значений, как "не менее", "не более", "от-до", "до-после", исполнитель в своем предложении должен указать конкретные количественные значения по каждой такой характеристике. При этом участник, формируя свое предложение, не должен указывать показатели, значения показателей или характеристики объекта закупки, ухудшающие установленные в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" требования, нарушающие или противоречащие таким требованиям.
При заполнении части 1 Формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" участник закупки должен учитывать все требования, предъявляемые к работам (услугам), в том числе специфические обязанности Заказчика (при наличии) в соответствии с пунктом 6 "Прочие и особые условия исполнения обязательств" Раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации.
Нумерация и/или содержание действий, предложенных участником, должны позволить заказчику однозначно соотнести их с соответствующими наименованиями работ (услуг), установленными в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)".
Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе заявка на участие в Конкурсе признается не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклоняется по следующим основаниям:
- указание в столбце 2 "Алгоритм" наименований работ, специфических обязанностей Заказчика, а также иной информации, не являющейся Действием Исполнителя;
- указание нумерации и/или содержания действий, не позволяющих однозначно соотнести предложенные действия с соответствующими наименованиями работ (услуг), установленными в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)";
- указание в столбце 2 "Алгоритм" действий (совокупности действий), противоречащих требованиям, установленным Разделом IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документацией, в том числе требованиям к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (при необходимости), спецификации, и не позволяющих выполнить работы (оказать услуги) на условиях, установленных заказчиком.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяют однозначным образом определить какие именно сведения требуется указать в заявке для признания такой заявки соответствующей положениям Конкурсной документации.
Учитывая, что статьей 51 Закона о контрактной системе предусмотрены требования исключительно в отношении формы заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о том, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, что может повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе, например, следующие:
- требования об указании сведений в определенном алгоритме, в логической последовательности;
- требования об указании отдельных действий (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые исполнителем функции), совокупность которых позволит выполнить (оказать) работы (услуги), указанные
- требования об указании конкретных значений характеристик, сопровождаемых словами "не менее", "не более", "от-до", "до-после",
- требования об указании в определённой нумерации и/или содержание действий, предложенных участником, должны позволить заказчику однозначно соотнести их с соответствующими наименованиями работ (услуг);
- требования об учете специфических обязанностей Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении признания заявок участников закупки соответствующими (несоответствующими) положениями Конкурсной документации, Комиссией установлено следующее.
В заявках Победителя и Заявителя указаны, в том числе следующие сведения:
- В заявке Победителя по пункту II.3.4 указано, в том числе следующее: "во время проведения вебинара будет обеспечено онлайн-включение не менее 500 человек".
- В заявке Заявителя по пункту IV.1.17 указано, в том числе следующее:
"Организация регистрации экспертов и участников общественно-профессионального обсуждения (обеспечения участия: - формирование общей базы данных экспертов общей численностью 50 человек, при этом не менее 2 -х экспертов должны осуществлять свою деятельность в отрасли промышленности".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что конкретные значения характеристик услуг (работ), сопровождаемых, в том числе словами "не менее", "не более" подлежат указанию участниками закупки в зависимости от содержания услуг (работ), что, по мнению Комиссии, не следует из положений Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, а также, что в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о том, что Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей Конкурсной документации, что нарушает часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
Согласно части 6 статьи 39 Закона о контрактной системе членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что посредством поиска в интернет ресурсах Заявителем установлено, что член Единой комиссии Трубицына О.С. является сотрудником Победителя конкурса.
На заседании Комиссии представитель Заказчик пояснил, что Трубицына О.С., являющаяся членом Единой комиссии, не являлась в 2017 году работником ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН", что подтверждается справкой ректора ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" Григорьева С.Н. от 05.06.2017 N 38/УК.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержащий показатель "Качество работ, услуг (число обоснованных действий, предложенных участником закупки)", в рамках которого оцениваются обоснования необходимости выполнения предложенных участником закупки действий в приложении N1 части 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" раздела V Конкурсной документации, содержащие аргументацию применяемых методологических, технических и др. подходов и способов, обеспечивающих достижение качества выполняемого комплекса работ и (или) улучшающих качественные и (или) количественные характеристики объекта закупки (по сравнению с положениями конкурсной документации). При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения государственного контракта признается предложение участника конкурса с наибольшим количеством обоснованных действий, направленных на реализацию целей и задач, обозначенных в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" конкурсной документации и обеспечивающих наилучшие условия выполнения работ (услуг).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю, например: "содержащие аргументацию", "обоснованные действия", "направленные на реализацию целей и задач".
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ЦНИИ ЭИСУ" обоснованной в части неправомерного признания заявки Заявителя несоответствующей положениям Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 09.06.2017 по делу N К - 710/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 9 июня 2017 г. N К-710-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017