На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ДурнаеваЕвгения Анатольевича (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФГКУ "Центральный клинический военный госпиталь Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведенииЗаказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку продуктов питания (бакалея) (номер извещения 0373100096517000264) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в извещении о проведении Аукциона информацию в отношении сроков поставки закупаемых товаров с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) установившего в нарушение положений Закона о контрактной системе в документации об Аукционе требование к участникам закупки об обладании участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
3) установившего в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе информацию околичестве закупаемого товара "яйцо куриное столовое" с нарушением требований Закона о контрактной системе;
4) установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
5) не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренную извещением о проведении Аукциона;
6) установившего в документации об Аукционе требования к показателям закупаемых товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 03.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.06.2017;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 09.06.2017;
5) дата проведения Аукциона - 13.06.2017;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) победителем Аукциона признано ООО "АСТ сервис" с минимальным предложением о цене контракта 1 799 390 руб.
1. Согласно жалобе Заявителя Заказчик в извещении о проведении Аукциона не установил надлежащим образом информацию о сроках поставки закупаемых товаров.При этом информация о сроках поставки закупаемых товаров, содержащаяся в документации об Аукционе,противоречит информации, указанной в извещении о проведении Аукциона.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В извещении о проведении Аукциона установлена следующая информация в отношении сроков поставки товаров или завершения работы либо графика оказания услуг: "другая периодичность".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлена надлежащим образом информация в отношении сроков поставки закупаемых товаров, что нарушает часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 23 раздела 7 и пунктом 2 раздела 8документация об Аукционе установлены сроки поставки закупаемых товаров, а именно: "с даты заключения государственного контракта по 20.12.2017 г.", "еженедельно (2-3 раза в неделю) строго с 9.00 до 12.00 по предварительной заявке Заказчика с момента заключения Государственного контракта по 20.12.2017 г.".
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Пунктом 34 раздела 7 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: "обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма".
Вместе с тем объектом закупки является поставка продуктов питания, следовательно, в связи с исполнением государственного контракта Заказчиком не приобретаются права на результатыинтеллектуальной собственности.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно жалобе Заявителя Заказчик в извещении о проведении Аукциона установил информацию о количестве закупаемого товара "яйцо куриное столовое"с указанием единицы измерения в "шт". При этом в файле, прикрепленном в ЕИС, с обоснованием начальной (максимальной) цены контрата указано количество закупаемого товара "яйцо куриное столовое" с указанием единицы измерения в "кг", что не позволяет оценить объем закупаемого товара "яйцо куриное столовое", что не позволяет определить единицу измерения количества закупаемого товара "яйцо куриное столовое".
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о количестве товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в ходе подготовки файла,прикрепленного в ЕИС, с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта при указании единицы измерения количества закупаемого товара "яйцо куриное столовое" допущена техническая ошибка.
Вместе с тем в извещении о проведении Аукциона, а также в таблице "Требования к качественным и иным характеристикам товаров" раздела 8 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционев соответствии с требованиями Закона о контрактной системе установлена следующая информация в отношении количества закупаемого товара "яйцо куриное столовое": количество - 110 000 шт., что позволяет определить единицу измерения количества закупаемого товара "яйцо куриное столовое".
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе к документации об Аукционеустановленыправила указания диапазонных значений показателей, сопровождающихся словами "от" и "до", а также правила указания значений показателей, сопровождающихся символом "," и словом "запятая". Вместе с тем установлено правило, что "показатели, характеристики, диапазоны значений, сопровождаемые знаками квадратных скобок означает, что значение/характеристика должно являться неизменяемым показателем", не позволяющее определить в каких случаях необходимо указывать конкретные значения, а в каких случаях указывать значения в неизменном виде.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлена в пункте 4 раздела 8 документации об Аукционе.
Согласно Инструкции: "показатели, характеристики, диапазоны значений, сопровождаемые знаками квадратных скобок (например, [10-15 см.], [от светло-синего до темно-бурого]) означает, что значение/характеристика должно являться неизменяемым показателем".
На заседании Комиссии представителиЗаказчика пояснили, что в случае если показатели, характеристики, диапазоны значений, сопровождаются знаками квадратных скобок"[ ]", то участнику закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе данные показатели, характеристики, диапазоны значений в неизменном виде.
Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком Инструкция не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении о проведении Аукциона установлена следующая информация в отношении размера обеспечения исполнения контракта: "5 847 900,00 Российский рубль", что составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении о проведении Аукциона.
В пункте 24 раздела 7 документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет: "30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона".
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что информация о размере обеспечения исполнения государственного контракта будет указана в таком контракте на этапе его заключения, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Инструкции "в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара в заявке участника закупки не допускается указание слов и словосочетаний "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более" по отношению к характеристикам поставляемых товаров".
В таблице "Требования к качественным и иным характеристикам товаров" разделе 8 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе Заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе установлены требования к качественным и иным характеристикам закупаемых товаров, например:
Для закупаемого товара "масло подсолнечное"установлено, что: "Массовая доля влаги и летучих веществ должна составлять не более 0,10 %";
Для закупаемого товара "горох" установлено, что: "Влажность не более 12.0 %, Зольность не более 2,1 %, Кислотность не должна превышать 5 %, Сорная примесь не более 0,35 %"; "Влажность гороха должна быть не более 15 %, сорная примесь не более 0,4 %";
Для закупаемого товара "крупа гречневая" установлено, что: "Массовая доля влаги не более 14%, доброкачественное ядро не менее 98,90%, нешелушенные зерна не более 0,30 %, сорная примесь не более 0,4 %, минеральная не более 0,05%, органическая не более 0,05%";
Для закупаемого товара "крупа гречневая" установлено, что: "Массовая доля влаги не более 14%, доброкачественное ядро не менее 98,90%, нешелушенные зерна не более 0,30 %, сорная примесь не более 0,4 %, минеральная не более 0,05%, органическая не более 0,05%";
Для закупаемого товара "макаронные изделия"установлено, что: "Влажность изделий не более 13 %, кислотность не более 4 град".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к показателям товаров, сведениям о химическом составе и компонентах товаров, и иным показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, Заказчик, установив в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, поскольку по указанному основанию участники закупки не были признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64,части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. В связи с тем, что сведения по выявленному нарушению переданы на основании решения от 15.06.2017 N КГОЗ-176/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 15 июня 2017 г. N ПГОЗ-147/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017