Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2017 г. N ПГОЗ-181/17 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-180/17
по результатам внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
17.07.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа, рассмотрев обращение ООО "Ампир" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства внутренних дел по Республике Алтай (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на строительство центра кинологической службы МВД по Республике Алтай (номер извещения 0377100004217000028) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего описание объекта закупки с нарушением Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru 22.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 114 146 900 руб.;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником;
5) по результатам рассмотрения второй части заявки единственный допущенный к участию в Аукционе участник закупки признан соответствующим требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В Разделе III "Техническое задание" документации об Аукционе (далее - Раздел III) Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (показателям, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленные заказчиком требованиям), используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров максимальных и (или) минимальных значений показателей товаров и показателей, значений которых не могут изменяться.
Согласно доводу обращения, Заказчик в документации об Аукционе установил необъективное описание к исполнению фланцев, а именно "исполнение уплотнительной поверхности фланца должно быть В/Е/F".
В Разделе III Заказчиком в отношении товара "Фланцы тип 1" установлено требование: "_Тип фланца должен быть стальной плоский приварной. Значение показателя номинальный диаметр фланца должно быть DN40. Наличие или отсутствие покрытия по ГОСТ 9.303-84. Фланцы должны быть 1 размерного ряда. Значение показателя номинальное давление PN должно быть 10 или 16 кгс/см2. Значение показателя минимальная температура применения должно быть не ниже минус 40 градусов Цельсия. Исполнение уплотнительной поверхности фланца должно быть В/Е/F".
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что: "При установлении требований к исполнению уплотнительной поверхности фланцев Заказчик руководствовался тем, что фланцы с исполнением уплотнительной поверхности Е (выступ) и F (впадина), в отличии от исполнения B (соединительный выступ), обеспечивают более герметичное соединение и более качественную фиксацию уплотнительных прокладок. Учитывая требования Заказчика и положения инструкции участник закупки в составе первой части заявки может по своему усмотрению предложить фланец с исполнением уплотнительной поверхности B (соединительный выступ) или выбрать иное исполнение уплотнительной поверхности (E (выступ) или F (впадина), имеющее улучшенные характеристики. Требования Заказчика не нарушают объективности описания объекта закупки, так как позволяют выбрать как исполнение B, так и исполнение E и F. Права и интересы участника закупки требования Заказчика нарушать не могут, так как указанный выше выбор он делает самостоятельно".
Таким образом Комиссия, изучив представленные Заказчиком сведения, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к показателям в отношении товара "Фланцы тип 1" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Также, согласно доводу обращения Заявителя, установленные требования Заказчиком к товару "Пиломатериал тип 2" в Разделе III не соответствуют ГОСТ 24454-80.
В Разделе III Заказчиком установлены требования к товару "Пиломатериал обрезной тип 2": "Сорт должен быть 1 или 2. Значение показателя номинальная ширина пиломатериала должно быть 100/125/75/150 мм. Порода древесины должна быть сосна/ ель/ пихта/ лиственница/ кедр. Значение показателя номинальная длина пиломатериала должно составлять не менее 4 и не более 6,5 м. Должен быть сухим. Значение показателя номинальная толщина пиломатериала должно быть 40/44/50/60/75 мм. Наименование пиломатериала должно быть брусок. Пиломатериал должен быть с параллельными кромками." При этом установленные требования к закупаемому товару "Пиломатериал обрезной тип 2" должны соответствовать ГОСТ 24454-80.
На заседании Комиссии установлено, что согласно ГОСТ 24454-80 номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками указаны в виде конкретных размеров, что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу обращения, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к показателям товара "Мастика тип 3", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В Разделе III Заказчиком установлены требования к показателям материала, используемым при выполнении работ, а именно: по позиции "Мастика тип 3": "Для приготовления мастики должны применяться волокнистые или пылевидные наполнители. Наличие или отсутствие антисептических добавок. При наличии поверхностно-активных веществ в битумном вяжущем должны быть использованы в качестве поверхностно-активных веществ анионные или катионные вещества. В качестве пылевидного наполнителя, при его наличии, должны быть применены сланцевые породы или известняки или доломиты или трепел или мел или тонкомолотые тальк или талькомагнезит. В качестве антисептических добавок при их наличии должны использоваться кремнефтористый натрий или фтористый натрий. В качестве волокнистого наполнителя, при его наличии, применяется хризотиловый асбест. Наличие или отсутствие гербицидных добавок. Наличие или отсутствие поверхностно активных веществ на основе синтетических жирных кислот, введенных в наполнитель при его помоле для уменьшения оседаемости. В качестве гербицидов при их наличии должны применяться симазин или аминная (натриевая) соль дихлорфеноксиуксусной кислоты (2, 4Д)".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к указанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к товарам, используемым при выполнении работ, влекущие за собой ограничение количества участников Аукциона, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, согласно доводу обращения Заявителя, установленные Заказчиком требования к товару "Лампа тип 2" в разделе III не соответствует ГОСТ Р 54993-2012 и ГОСТ 6825-91.
В разделе III Заказчиком установлены требования к товару "Лампа тип 2": "Должна быть трубчатой люминесцентной низкого давления без встроенного пускорегулирующего аппарата. Тип цоколя лампы должен быть G 13. Класс энергетической эффективности должен быть А. Значение показателя номинальная мощность не должно быть бoлее 40 Вт. Значение показателя номинальный световой поток должно быть не менеe 2700 Лм". При этом установленные требования к закупаемому товару "Лампа тип 2" должны соответствовать ГОСТ Р 54993-2012 и ГОСТ 6825-91.
На заседании Комиссии установлено, что согласно ГОСТ 6825-91 значение показателя номинальный световой поток является диапазонным значением показателя, а именно "не менее 2700 Лм".
При этом согласно инструкции по подготовке первой части заявки параметры, указанные с применением предлогов (слов) "не менее", "не должно быть менее", "не меньше", "от", "не короче", "не уже", "не легче" и т.п. означают, что участник закупки должен предложить конкретный показатель больший, либо равный установленному Заказчиком требованию, так как в данном случае указанный числовой показатель входит в установленный диапазон, т.е. является включительным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товару "Лампа тип 2" противоречащие ГОСТ.
Таким образом, установление требования к значению показателя "Лампа тип 2" противоречащее ГОСТ, не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 17 июля 2017 г. N ПГОЗ-181/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017