Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Объединенная дирекция единого заказчика федеральной налоговой службы" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ФКУ "Объединенная дирекция единого заказчика федеральной налоговой службы" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Спальный корпус на 300 мест ФБЛПУ "Санаторий "Радуга" ФНС России", г. Сочи, ул. Ландышевая" (номер извещения 0373100061217000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены строительные работы и поставка оборудования.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 195 190 040 рублей;
дата и время окончания подачи заявок - 13.07.2017;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 17.07.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединены строительные работы и поставка оборудования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
Согласно извещению о проведении Аукциона, а также документации об Аукционе, предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Спальный корпус на 300 мест ФБЛПУ "Санаторий "Радуга" ФНС России", г. Сочи, ул. Ландышевая".
Заказчиком в разделе V "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" документации об Аукционе размещен сметный расчет стоимости объекта: "Спальный корпус на 300 мест ФБЛПУ "Санаторий "Радуга" ФНС России", г. Сочи, ул. Ландышевая", согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 195 190 040 рублей.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили и представили документы согласно которым, Заказчиком в ЕИС размещена проектно-сметная документация в полном объеме, при этом, предметом закупки являются не все работы, перечисленные в сметном расчете.
Кроме того, Заказчиком в ЕИС размещены объектные сметы, в соответствии с которыми из строительных работ, на выполнение которых проводится указанная закупка, исключены поставка и монтаж оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом настоящей закупки.
Также, представители Заказчика пояснили, что указанный Заявителем в жалобе перечень оборудования, не является предметом настоящей закупки, а будет закупаться позднее путем проведения отдельных закупок.
Согласно документации об Аукционе, а также пояснениям представителя Заказчика, представленным на заседание Комиссии, проектная документация включает в себя поставку оборудования, а согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта, сводному сметному расчету и локальным сметам, поставка оборудования, в рамках выполнения работ по контракту, являющихся предметом закупки, не предусмотрена.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что Заказчиком объединены в один объект закупки строительные работы и поставка оборудования, не связанного со строительными работами, не представил.
Таким образом, довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
"1. Щебень из природного камня марки 600. Потеря массы при испытании щебня из интрузивных/эффузивных пород на дробимость должна быть свыше 15 не более 34 %. Содержание глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе.
2. Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 40 мм должен быть в диапазоне значений 90-100 % по массе. Пористость минеральной части должна быть не более 23 %. Водонасыщение должно быть свыше 4,0 не более 10,0 % по объёму.
5. Песок природный средний. Модуль крупности песка должен быть свыше 2,0 не более 2,5. Полный остаток песка на сите N 063 должен быть свыше 30 не более 45 % по массе. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не превышает 3 % по массе.
10. Бортовые камни БР 100.30.15. Предельные отклонения по длине камней должны быть не более +6 мм и не более -6 мм.
25. Грунтовка ГФ-021. Условная вязкость при температуре (20_0,5) С по вискозиметру ВЗ-4 должна быть не менее 45 с. Массовая доля нелетучих веществ должна быть от 54 до 60 %. Степень перетира должна быть не более 40 мкм. Высыхание до степени 3, при температуре (105_5) С должно быть не позднее 35 мин" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.
При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Комиссия, изучив проект государственного контракта, размещенного Заказчиком в ЕИС, установила, что в проекте государственного контракта не установлена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и определяется по формуле.
В пункте 16.2.1 проекта государственного контракта установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком, и определяется по формуле".
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен в соответствии с Правилами определения неустойки размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не указанно условие о том, что размер такой пени устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта надлежащим образом размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом, нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.07.2017 N 0373100061217000009-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером "1" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, в том числе,
- по позиции 2 Технического задания "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые, Тип Б, соответствующие ГОСТ 9128-2013" участником закупки указаны сведения, несоответствующие требованиям документации об Аукционе в части указания наименования показателей "Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 40 мм_", "Размер зерен не более 20 мм_", "Размер зерен не более 15 мм_".
- по позиции 3 Технического задания "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная тип Б марки II должна соответствовать ГОСТ 9128-2013" участником закупки указаны сведения, несоответствующие требованиям документации об Аукционе в части указания наименования показателей "Зерновой состав минеральной части: "Размер зерен не более 20 мм_", "Размер зерен не более 15 мм_", "Размер зерен не более 10 мм_".
- по позиции 5 Технического задания "Песок природный средний, соответствующий ГОСТ 8736-2014" заявленный модуль крупности песка составляет "от 2,0 до 2,5", что не соответствует требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании документации об аукционе, в соответствии с которым для данного параметра установлено требование "свыше 2,0 не более 2,5".
Согласно Протоколу, участнику закупки с порядковым номером заявки "4" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, в том числе,
- по позиции 2 Технического задания "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые, Тип Б, соответствующие ГОСТ 9128-2013" заявленная температура смеси при отгрузке составляет "145°С", что не соответствует требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании документации об Аукционе, в соответствии с которым для данного параметра установлено требование "Температура смеси при отгрузке должна быть не более 155 не менее 140 °С".
- по позиции 2 Технического задания "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые, Тип Б, соответствующие ГОСТ 9128-2013" участником закупки указаны сведения, несоответствующие требованиям документации об аукционе в части указания наименования показателей "Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 40 мм_", "Размер зерен не более 20 мм_", "Размер зерен не более 15 мм.
- по позиции 3 Технического задания "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная тип Б марки II должна соответствовать ГОСТ 9128-2013" участником закупки указаны сведения, несоответствующие требованиям документации об Аукционе в части указания наименования показателей "Зерновой состав минеральной части: "Размер зерен не более 20 мм_", "Размер зерен не более 15 мм_", "Размер зерен не более 10 мм_".
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, участникам закупки необходимо указать, в том числе, следующие характеристики товаров:
пункт 2 "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые, Тип Б" зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 40 мм должен быть в диапазоне значений 90-100 % по массе. Размер зерен не более 20 мм должен быть в диапазоне значений 76-90 % по массе. Размер зерен не более 15 мм должен быть в диапазоне значений 68-80 % по массе_", температура смеси при отгрузке должна быть не более 155 не менее 140 °С;
пункт 3 "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная тип Б марки II" зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 20 мм должен быть в диапазоне значений 90-100 % по массе. Размер зерен не более 15 мм должен быть в диапазоне значений 80-100 % по массе. Размер зерен не более 10 мм должен быть в диапазоне значений 70-100 % по массе_";
5 "Модуль крупности песка должен быть свыше 2,0 не более 2,5".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, при использовании слов: "не более_", "не превышает_" устанавливаются требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара.
Кроме того, согласно Инструкции по заполнению Заявок на участие в Аукционе, установлено, что при установлении требований к максимальным и минимальным значениям показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара. Исключением являются случаи установления этих требований к модулю крупности; требований с использованием словосочетания "не менее_не более_", при использовании слов "свыше_" устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, а слова, словосочетания, символы: "не более_не менее_", "не менее_не более_", "свыше_ не более_", "_-_" устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товара.
Также в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, что наименование показателей (характеристик) товаров необходимо указывать без изменений.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение, в связи с тем, что не представляется возможным понять какие именно положения Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо применить в указанном случае.
Также, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе, установлено, что при использовании слов "не более_", "не менее_", устанавливаются требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара. При установлении в Разделе IV "Техническое задание документации об Аукционе" требований к максимальным и минимальным значениям показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара.
Изучив первую часть заявки участников закупки, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка участника закупки с порядковым номером "1" содержит следующую информацию: по позиции 2 "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые, Тип Б, соответствующие ГОСТ 9128-2013, 999-13-ПЗУ Лист 10.1 (Конструкция дорожной одежды асфальтобетонного проезда Тип 1)", товарный знак отсутствует, производитель Россия: "Зерновой состав минеральной части: Размер зерен 40 мм в диапазоне значений 90-100% по массе", "Размер зерен 20 мм в диапазоне значений 76-90% по массе", "Размер зерен 15 мм в диапазоне значений 68-80% по массе"; по позиции 3 "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная тип Б марки II должна соответствовать ГОСТ 9128-2013, 999-13-ПЗУ Лист 10.1 (Конструкция дорожной одежды асфальтобетонного проезда Тип 1)", товарный знак отсутствует, производитель Россия: "Зерновой состав минеральной части. Размер зерен 20 мм в диапазоне значений 90-100%", "Размер зерен 15 мм в диапазоне значений 80-100% по массе", "Размер зерен 10 мм в диапазоне значений 70-100% по массе", по позиции 5 "Песок природный средний, соответствующий ГОСТ 8736-2014, 999-13-ПЗУ Лист 10.1 (Конструкция плиточного тротуара Тип 3)", товарный знак отсутствует, производитель Россия: "Модуль крупности песка от 2,0 до 2,5".
Заявка участника Аукциона с порядковым номером закупки содержит следующую информацию: по позиции 2 "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые, Тип Б, соответствующие ГОСТ 9128-2013, 999-13-ПЗУ Лист 10.1 (Конструкция дорожной одежды асфальтобетонного проезда Тип 1): "Температура смеси при отгрузке 145 °С"; "Зерновой состав минеральной части: Размер зерен 40 мм 90% по массе", "Размер зерен 20 мм 76 % по массе", "Размер зерен 15 мм 68% по массе", по позиции 3 "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная тип Б марки II должна соответствовать ГОСТ 9128-2013, 999-13-ПЗУ Лист 10.1 (Конструкция дорожной одежды асфальтобетонного проезда Тип 1)": Зерновой состав минеральной части: "Размер зерен 20 мм 90% по массе", "Размер зерен 15 мм 80 % по массе", "Размер зерен 10 мм 72% по массе".
Учитывая изложенное, установленная Заказчиком в документации об Аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявок на участие в Аукционе, а также не позволяет однозначно определить какие именно положения указанной инструкции необходимо применять.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что представленные участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе не противоречат требованиям документации об Аукционе, а также ГОСТам, в соответствии с которыми участникам закупки в заявках на участие в Аукционе необходимо указать показатели товаров.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены излишние требования в документации об Аукционе, в том числе, об указании значений "модуля крупности песка", "щебня" и "температуру смеси", поскольку указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, так как Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также излишние требования к содержанию составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В этой связи, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявок участников закупки несоответствующими требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
6. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Спальный корпус на 300 мест ФБЛПУ "Санаторий "Радуга" ФНС России", г. Сочи, ул. Ландышевая".
В соответствии с разделом IV Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N 570 Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту следующие возможные виды работ: подготовительные работы, земляные работы, инженерная подготовка территории, инженерная защита территории, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, возведение наружных ограждающих конструкций, устройство кровли, фасадные работы, внутренние отделочные работы, устройство внутренних санитарно-технических систем, устройство внутренних электротехнических систем, устройство внутренних трубопроводных систем, устройство внутренних слаботочных систем, установка подъемно-транспортного оборудования, монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство наружных сетей канализации, устройство наружных сетей водоснабжения, устройство наружных сетей теплоснабжения, устройство наружных сетей газоснабжения, устройство трубопроводов, устройство искусственных сооружений, благоустройство.
Также Заказчиком в разделе IV Технического задания документации об Аукционе установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных указанным разделом, определенные по предложению Генподрядчика, направленного до момента подписания государственного контракта на электронную почту Заказчика, будут включены в государственный контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны будут составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта.
В части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, предусматривающие, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных разделом IV Технического задания документации об Аукционе, определенные по предложению Генподрядчика, направленного до момента подписания государственного контракта на электронную почту Заказчика, будут включены в государственный контракт, не соответствуют требованиям частей 2,3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, установившего указанное требование в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям частей 2, 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, нарушают положения части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной в части установления в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 24 статьи 34, части 7 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 17.07.2017 N К-876/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 17 июля 2017 г. N К-876-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017