Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 14 июля 2017 г. N 04-50/242-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителя МКУ "Комитет по инфраструктуре" Администрации МО "Кижингинский район" (далее - Заказчик, Комитет) - <_>(председатель Комитета),
представителя ООО "НОРД-Инвест" - <_> (доверенность от 01.06.2017),
в отсутствиеиндивидуального предпринимателя<_>(далее - Заявитель 1, ИП <_>) и его представителей,уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Новострой" (далее - Заявитель 2), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Перспектива"(далее - Заявитель3), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ИП <_>(вх.N4160 от 07.07.2017), ООО "Новострой" (вх.N4175 от 07.07.2017), ООО "Перспектива" (вх.N4179 от 07.07.2017)на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Универсальный спортивный комплекс в с. Кижинга Кижингинского района Республики Бурятия", номер закупки 0302300010117000004 (далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
ИП <_>в жалобе указывает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1.1. В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в пунктах 1-6, 29, 31, 32 Требований к качеству и характеристикам товаров (материалов) используемых при выполнении работ (приложение N5 к документации об аукционе) (далее - Требования к материалам) установлены требования не к самим товарам (материалам), а к способам их производства, то есть Заказчиком фактически установлены требования к производителям товара.
Заявитель 1 считает, что при описании требований к способам производства материалов также нарушаются пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.2. В пункте 33 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к сплошным бетонным блокам для стен подвалов, которые не соответствуют ни одной марке блоков, предусмотренные межгосударственным стандартом ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия", что нарушает пункт 1 часть 1 статьи 33 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.3. Заказчиком в нарушении части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 54 Требований к материалам не установлены значения показателей винтов, которые не могут изменяться.
Просит провести проверку по доводам жалобы, признать документацию об аукционе несоответствующей Закону о контрактной системе и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
ООО "Новострой" считает, что сформированный Заказчиком объект закупки ограничивает количество участников Аукциона.
2. Согласно документу "Локальный сметный расчет N02-01-09" при исполнении контракта помимо работ строительных необходимо осуществить поставку мебели, спортивного оборудования и инвентаря, бытовой техники, медицинского и офисного оборудования.
Формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения строительных работ и поставки товаров, технологически и функционально не связанных друг с другом, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
ООО "Перспектива" считает, что Заказчиком при формировании документации об аукционе допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
3.1. Заказчиком в пунктах 82 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" и 83 "Грунтовка полиуретановая" Требований к материалам установлены значения показателей товаров, которые возможно получить только путём проведения испытаний.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
3.2. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываютсятребования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение данной нормы Заказчик не указал в извещении о проведении Аукциона информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и тем самым ввел в заблуждение участников закупки.
3.3. В пункте 16.2 проекта контракта Заказчикустановил увеличенный срокдействия банковской гарантии, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, просит дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил пояснения согласно письменному отзыву.
1.1. Комитет считает, что вывод Заявителя 1 о том, что показатели в пунктах 1-6, 29, 31, 32 Требований к материалам ("Решетки должны быть окрашены методом порошкового напыления в белый цвет", "Вязкий нефтяной дорожный битум должен быть изготовлен окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов_" и т.д.) являются требованиями к производителям товара, ошибочен и не основан на реальных обстоятельствах.
В вышеуказанных пунктах Требований установлены показатели исходя из потребностей Заказчика и согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в полном соответствии с действующими техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
1.2. Согласно проектной документации при выполнении работ должны использоваться блоки бетонные ФБС 24.4.6-Т.
В соответствии с ГОСТ 13579-78 блоки бетонные ФБС 24.4.6-Т должны иметь следующие характеристики: длина 2380 мм, ширина 400 мм, высота 580 мм, класс бетона по прочности на сжатие В7,5, количество монтажных петель П2а - 2, расход бетона 0,543 м3, расход стали 1,46 кг.
В соответствии с приложением к ГОСТ 13579-78 монтажные петли П2 и П2а обладают полностью идентичными характеристиками и свойствами, и соответственно могут трансформироваться из одной в другую, в связи с чем считает, что требования к блокам бетонным, установленные в документации об аукционе, соответствуют ГОСТ 13579-78.
В разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 07.07.2017 NРД4 указанная информация была доведена до сведения всех потенциальных участников аукциона. При этом участникам закупки представлена возможность в заявке на участие предложить блоки с монтажными петлями П2а, что будет оцениваться как товар (материал), соответствующий требованиям Заказчика.
1.3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заказчика, в Законе о контрактной системе отсутствует требование об установлении максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, или значений показателей, которые не могут изменяться, для каждой позиции перечня закупаемых товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, считает, что в пункте 54 Требований к материалам установлено значение показателя, который не может изменяться "Должны быть с полукруглой головкой".
2.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Учитывая позицию антимонопольных органов, отраженную в письме ФАС России от 09.03.2016 NАЦ/14427/16, и сложившуюся правоприменительную практику о необходимости размещения проектной документации в полном объеме при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, Заказчик была размещена вся проектная документация.
Размещенная в полном объеме проектная документация содержит локальный сметный расчет N02-01-09, на который ссылается Заявитель 2. Указанный локальный сметный расчет определяет перечень и стоимость технологического оборудования, которым будет оснащен Универсальный спортивный комплекс.
Вместе с тем, входящий в состав документации об аукционе сводный сметный расчет определяет виды и объемы работ, которые являются предметом контракта. Заказчик предполагает, что Заявитель 2 невнимательно ознакомился со сводным сметным расчётом и не обратил внимание, что локальный сметный расчет N02-01-09 не входит в цену и предмет контракта.
Принимая во внимание позицию ФАС России в отношении торгов "под ключ", Заказчик также, как и Заявитель 2 считает, что формирование объекта закупки путем объединения в одну закупку строительных работ и поставку оборудования влечет за собой ограничение количества участников закупки. В связи с этим Заказчик предусмотрительно исключил всё оборудование из предмета контракта. Данное оборудование будет закупаться по отдельным контрактам, заключенным по результатам процедур определения поставщиков.
3.1. На основании представленного в жалобе фрагмента Требований к материалам Заказчик предполагает, что Заявитель 3 ошибочно ознакомился с предыдущей недействующей редакцией документации об аукционе, так как в пункте 83 содержатся требования к грязевикам, а не к грунтовкам, а в отношении грунтовок требования к показателям сформулированы иначе нежели представлено Заявителем 3.
Дополнительно отмечает, что документация об аукционе, в том числе инструкция по заполнению заявки и Требования к материалам, сформированы с учётом позиции, отраженной в письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16. В случае если участник закупки не имеет в наличии товар (материал), который планирует использовать при выполнении работ, или будет использовать товар (материал) из разных партий поставок, в первой части заявки допускается указывать неконкретные показатели товара (материала), но при этом показатели товара (материала) должны соответствовать требованиям документации об аукционе, технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
3.2. Извещение о проведении аукциона размещено Комитетом в Единой информационной системе путём заполнения соответствующих форм в личном кабинете на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В разделе извещения "Преимущества и требования к участникам" пункт 1 "Единые требования к участникам" имеется отсылочная норма на документацию об аукционе, которая в свою очередь содержит требование о наличии у участника свидетельства о допуске СРО.
3.3.Пунктом 16.2 проекта контракта Заказчик предусмотрел, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на три месяца.
Установленный в пункте 16.2 проекта контракта срок действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе установлен лишь минимальный срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта. Заказчик указывает, что данная позиция подтверждается практикой Бурятского УФАС России (решение от 15.06.2017 N04-50/161-2017, решение от 05.07.2017 N04-50/199-2017).
На основании вышеизложенного просит признать жалобызаявителей необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
29 мая 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302300010117000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 101 314 620,00 рублей.
1.1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанные значения показателей представлены в Требованиях к материалам.
В пунктах 1-6Требований к материалам установлено, что решетки должны быть окрашены методом порошкового напыления в белый цвет. Исходя из преимуществ метода порошкового напыления в сравнении традиционными способами покраски красками на растворителях, которые выражаются в более высоком качестве покрытия, лучших ударопрочных, антикоррозийных, физико-химических и декоративных свойствах покрытия, требование к методу покраски в значительной степени определяет качественные и эксплуатационные характеристикисамого окрашиваемого изделия.
В пунктах 29, 31, 32Требований к материалам определены требования к битумам на основании государственных стандартов, соответствующих каждому виду битума и устанавливающих обязательные требования к качеству самих битумов, а не к технологии их производства.
Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, чтов пунктах 1-6, 29, 31, 32 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к качеству и характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
1.2. В пункте 33 Требований к материалам Заказчиком установлены следующие требования к блокам бетоннымдля стен подвалов сплошным: "Основные размеры блока: длина 2380 мм, ширина не менее 400 мм, высота 580 мм. Класс бетона по прочности на сжатие не менее В7,5. Должны быть с монтажной петлей П2 в количестве не менее 2. Расход бетона не менее 0,543 м3. Расход стали не менее 1,46 кг.".
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия" установленным требованиям соответствуют блоки бетонные ФБС 24.4.6-Т, предусмотренные проектной документацией, за исключением марки монтажной петли - П2а вместо П2.
В соответствии с пунктом 1.5 ГОСТ 13579-78 конструкция и спецификация монтажных петель установлена в приложении, согласно которому монтажные петли П2 и П2а имеют идентичные размеры, массу, марку и диаметр стали, и отличаются только наличием у петли П2а небольшого сгиба сверху.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание разъяснения положений документации об аукционе от 07.07.2017 NРД4, любой участник закупки имел возможность определить какой материал требуется Заказчику и подготовить заявку на участие в Аукционе.
1.3. Довод Заявителя 1 об отсутствии в пункте 54 Требований к материаламзначений показателей винтов, которые не могут изменяться не находит своего подтверждения поскольку в указанном пункте для определения соответствия Заказчиком установлены минимальные и максимальныепоказатели, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
2. Довод Заявителя 2 отом, что Заказчик объединил в одном объекте закупки строительные работы и поставку мебели, спортивного оборудования и инвентаря, бытовой техники, медицинского и офисного оборудования, является несостоятельным, так как согласно сводному сметному расчёту, размещенному в Единой информационной системы в сфере закупок в составе документации об аукционе, поставка товаров не входит в цену и предмет контракта.
3.1. Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что Заявитель 3 обжалует документацию об аукционе в недействующей редакции от 13.06.2017, вместе с тем 22 июня 2017 года в извещение и документацию об аукционе Заказчиком были внесены изменения и размещены на официальном сайтеЕдиной информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Показателив пунктах 81 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" и 82 "Грунтовка полиуретановая" Требований к материалам (приложение N5 к документации об аукционе от 22.06.2017) сформулированы иначе нежели представлено Заявителем 3.
Заявитель 3 на рассмотрение жалобы не явился, доказательств нарушения своих прав документацией в действующей редакции от 22.06.2017 не представил.
3.2.В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываютсятребования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В разделе "Преимущества, требования к участникам" извещения о проведении Аукциона указано, что к участникам установлены единые требования (в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе) в соответствии с документацией об электронном аукционе.
В разделе 12 документации об аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона о контрактной системе представлен в пункте 13 информационной карты и включает в себя копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) согласно приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N624, включающее следующие виды работ: "III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
В разделе 19 документации об аукционе установлены требования,предъявляемые к участникам аукциона в соответствии с информационной картой. В пункте 17 информационной карты представлены предъявляемые к участникам аукциона требования, установленные согласно положениям статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что извещение о проведении Аукциона соответствует требованиям статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.3.Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт,самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 16.2 проекта контракта Заказчик предусмотрел, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на три месяца.
Установленный в пункте 16.2 проекта контракта срок действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе установлен лишь минимальный срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
решила:
1. Признать жалобы ИП <_>, ООО "Новострой"и ООО "Перспектива"необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 14 июля 2017 г. N 04-50/242-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017