Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2850/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей МА МО МО Обуховский (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16648-ЭП/17 от 07.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории МО МО Обуховский (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300001617000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 769 521,64 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Установление заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявок может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь приведет к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в п. 21 Части II документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком указано, в том числе, следующее: "1.4. В описании товаров, используемых при выполнении работы (оказания услуги), Заказчик вправе использовать следующие типы показателей:
Тип 1: показатель, требование к которому включает варианты значений показателя, указанное в документации (Например, "22; 23; 24 мм", или "черный или белый"). Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое соответствует требованиям документации.
Тип 2: показатель, для которого установлено минимальное значение показателя, требование к которому не включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое более установленного в документации.
Тип 3: показатель, значение которого не может изменяться. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить значение показателя, установленное в документации.
Тип 4: показатель, для которого установлено максимальное значение показателя, требование к которому включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое не более установленного в документации.
Тип 5: показатель, для которого установлено минимальное значение показателя, требование к которому включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое не менее установленного в документации.
Тип 6: показатель, для которого установлено максимальное значение показателя, требование к которому не включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое менее установленного в документации.
Тип 7: показатель, для которого установлено минимальное и максимальное значение показателя, требование к которому включает в себя требования к минимальному и требования к максимальному значению показателя (требования к диапазону значений показателя) (Например, "22 - 24 мм", "22_24"). В зависимости от того, к какому подтипу типа 7 относится требование Заказчика, Участник закупки в заявке по такому показателю указывает:
Тип 7 подтип 1: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 2: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 3: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 4: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 5: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 6: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8: показатель, для которого установлено конкретное значение показателя, при этом Заказчик установил требования к конкретному значению показателя, которые представляют собой диапазон требований в виде требования к минимальному значению конкретному показателя и требования к максимальному значению конкретного показателя. В зависимости от того, к какому подтипу типа 8 относится требование Заказчика, Участник закупки в заявке по такому показателю указывает:
Тип 8 подтип 1: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое не менее нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
Тип 8 подтип 2: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое не менее нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно строго менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
Тип 8 подтип 3: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое строго более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
Тип 8 подтип 4: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое строго более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно строго менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Таблицах 1.1-1.7 Части III "Техническое задание" документации о закупке. Общий объем требований к конкретным показателям товаров составляет более 200 стр.
Согласно инструкции по заполнению заявки Заказчиком также установлены требования о соответствии каждого из пунктов таблиц 1.1.-1.7 соответствующим пунктам в других таблицах. Например: "Показатель 1 товара по номеру позиции 265.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 2 товара по номеру позиции 23.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 2; Показатель 2 товара по номеру позиции 174.3 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 6 товара по номеру позиции 93.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 265.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 3; Показатель 3 товара по номеру позиции 152.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 174.3 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 7 товара по номеру позиции 93.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 265.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 165.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 2; Показатель 1 товара по номеру позиции 174.3 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 4 товара по номеру позиции 265.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 165.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 23.3 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 1 товара по номеру позиции 265.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 3 товара по номеру позиции 165.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 23.3 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 1 товара по номеру позиции 198.1 в таблице 1.5; Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 23.3 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 3; Показатель 2 товара по номеру позиции 241.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 4 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 219.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 241.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 4; Показатель 5 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 4 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 227.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 108.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 6 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 194.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 2 товара по номеру позиции 108.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 7 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 1 товара по номеру позиции 236.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 1 товара по номеру позиции 107.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 2; Показатель 2 товара по номеру позиции 107.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 3 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 2 товара по номеру позиции 247.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 2; Показатель 3 товара по номеру позиции 247.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 4 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 2 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 3; Показатель 4 товара по номеру позиции 247.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 4 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 5 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 4; Показатель 1 товара по номеру Технического задания соответствует типу 5; Показатель I товара по номеру позиции 23.3 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 3; Показатель 2 товара по номеру позиции 241.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 4 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 219.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 241.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 4; Показатель 5 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 4 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 227.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 108.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 6 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 2.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 194.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу I; Показатель 2 товара по номеру позиции 108.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 7 товара по номеру позиции 70.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 1 товара по номеру позиции 236.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель I товара по номеру позиции 107.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 2; Показатель 2 товара по номеру позиции 107.1 в таблице 1.6 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 3 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу I; Показатель 2 товара по номеру позиции 247.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 2; Показатель 3 товара по номеру позиции 247.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 4 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 2 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 3; Показатель 4 товара по номеру позиции 247.1 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу I; Показатель 4 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 5 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 4; Показатель 1 товара по номеру позиции 20.1 в таблице 1.4 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 5 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 6 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 6; Показатель 1 товара по номеру позиции 20.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 1; Показатель 6 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 7 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 6; Показатель 2 товара по номеру позиции 20.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 1; Показатель 7 товара по номеру позиции 71.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 8 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 3 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 3 товара по номеру позиции 20.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 2 товара по номеру позиции 131.1 в таблице 1.3 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 9 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 8 подтипу 1; Показатель 4 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; Показатель 4 товара по номеру позиции 20.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 1 товара по номеру позиции 131.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 7 подтипу 3; Показатель 10 товара по номеру позиции 176.2 в таблице 1.2 Технического задания соответствует типу 5; Показатель 5 товара по номеру позиции 174.1 в таблице 1.5 Технического задания соответствует типу 4; и т.д.".
Общий объем вышеуказанных требований о соответствии товаров составляет более 25 страниц инструкции. При этом, например, требование о соответствии показателя 2 товара по номеру позиции 36.1 в таблице 1.3 Технического задания типу 4 установлено на 5 странице данных требований, а требование о соответствии показателя 1 товара по номеру позиции 36.1 в таблице 1.5 Технического задания типу 7 подтипу 3 содержится на 16 странице требований.
Таким образом, для осложнения процесса заполнения первой части заявки Заказчиком установлены требования к товарам в таблицах 1.1-1.7 Части III документации, для которых инструкция в различных ее частях к одному и тому же товару содержит перечень пунктов, которым данный товар должен соответствовать в других таблицах.
Аналогичный порядок заполнения установлен Заказчиком в инструкции в отношении требований о соответствии товаров государственным стандартам. Например: "Товар по номеру позиции 121.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 9128-2013; Товар по номеру позиции 25.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 22245-90; Товар по номеру позиции 35.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ОДН 218.046-01; Товар по номеру позиции 175.3 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 10705-80; Товар по номеру позиции 21.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 32964-2014; Товар по номеру позиции 242.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 16338-85; Товар по номеру позиции 75.1 согласно таблице 1 должен соответствовать СНиП 82-02-95; Товар по номеру позиции 208.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 3916.1-96; Товар по номеру позиции 206.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 7338-90; Товар по номеру позиции 121.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 22245-90; Товар по номеру позиции 93.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 9128-2013; Товар по номеру позиции 35.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 22245- 90; Товар по номеру позиции 175.3 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ Р 55677-2013; Товар по номеру позиции 22.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 32964-2014; Товар по номеру позиции 242.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 3916.1-96; Товар по номеру позиции 77.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 6665-91; Товар по номеру позиции 206.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 30188-97; Товар по номеру позиции 121.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ОДН 218.046-01; Товар по номеру позиции 93.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ОДН 218.046-01; Товар по номеру позиции 36.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 9128- 2013; Товар по номеру позиции 175.3 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 16338-85; Товар по номеру позиции 20.2 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 32964-2014; Товар по номеру позиции 242.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 8639-82; Товар по номеру позиции 77.1 согласно таблице 1 должен соответствовать СНиП 82- 02-95; Товар по номеру позиции 153.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 8736-2014; Товар по номеру позиции 234.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ Р 52169-2012; Товар по номеру позиции 52.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 9128-2013; Товар по номеру позиции 93.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 22245-90; Товар по номеру позиции 36.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ОДН 218.046-01; Товар по номеру позиции 175.3 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 3916.1-96; Товар по номеру позиции 21.2 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 32964-2014; Товар по номеру позиции 242.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 3262- 75; Товар по номеру позиции 10.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 6665-91; Товар по номеру позиции 136.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 6665-91; Товар по номеру позиции 129.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 8736-2014; Товар по номеру позиции 234.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 16338-85; Товар по номеру позиции 52.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ОДН 218.046-01; Товар по номеру позиции 70.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 9128-2013; Товар по номеру позиции 36.1 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 22245-90; Товар по номеру позиции 175.4 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 10704-91; Товар по номеру позиции 22.2 согласно таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 32964- 2014; и т.д.".
Таким образом, требования о соответствии товаров государственным стандартам также установлены Заказчиком хаотично. Требования о соответствии одного товара нескольким государственным стандартам установлены Заказчиком в различных частях требований инструкции.
В соответствии с 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все показатели товаров с типами и подтипами указанными в инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации.
Таким образом, в первой части заявки на участие в аукционе помимо сведений, необходимых для указания в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (например, страна происхождения товара, товарные знаки и т.д.), при этом участник должен подобрать товар и предоставить достоверные сведения о таком товаре в соответствии с требованиями технического задания, участнику закупки для заполнения первой части заявки в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией необходимо сопоставить (найти) требования к одному товару, содержащиеся в 7 таблицах, сопоставить (найти) в инструкции к какому из типов (подтипов) относится данный показатель, чтобы определить порядок его заполнения, сопоставить (найти) в инструкции все требования о соответствии государственным стандартам.
Таким образом, Заказчиком установлены положения документации о закупке (инструкция и техническое задание) способом, который создает дополнительные барьеры для участия в закупке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в формировании документации об аукционе, ее отдельных разделов, таким образом, который направлен на необоснованное ограничение числа участников закупок.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Таблицах 1.1-1.7 Части III документации об аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателю товара, который может быть определен только путем проведения испытаний товара: "п. 35.1 Смесь асфальтобетонная: Кратковременный модуль упругости при расчете конструкции по условию сдвигоустойчивости 800 МПа.".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности предоставления в первой части заявки вышеуказанного показателя. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Таблицах 1.1-1.7 Технического задания документации об аукционе не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. Кроме того, согласно доводам Заявителя вышеуказанный показатель установлен Заказчиком не в соответствии с ГОСТ 9128-2013. Вместе с тем, требования к показателю кратковременного модуля упругости при расчете конструкции по условию сдвигоустойчивости установлены Заказчиком в соответствии с ОДН 218.046-01.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2850/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017