Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2017 г. N 44-2846/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16632-ЭП/17 от 06.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания на 2017 год для ГБДОУ детский сад N 23 Курортного района Санкт-Петербурга и ГБОУ ШИ Курортного района Санкт-Петербурга "Олимпийский резерв" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000617000102. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 571 670, 88 рублей.
В жалобе ООО "ЕвроСпецСервис" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, посчитав их необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив представленные Заказчиком документы и сведения, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения указанного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом особенностей, определённых указанной статьёй.
Частью 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно извещению о проведении конкурса, дата проведения предквалификационного отбора - 10.07.2017.
Согласно п. 3 ч. 10 части II "Специальная часть. Инструкция участникам", дата проведения предквалификационного отбора - 07 июля 2017 года.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное разночтение в сроках допущено как следствие технической ошибки.
Однако, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика, допустившего разночтения в проведения предквалификационного отбора, нарушают п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно п. 7 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 указанного Федерального закона.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок, рассчитанного с учётом части 1.1 указанной статьи, путём:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
- осуществления закупок с учётом положений ч. 5 указанной статьи.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 указанной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п.п. 1.7.1 п. 1.7 раздела 1 части I конкурсной документации, в случае, если участником конкурса могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и информация об этом содержится в специальной части, участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства, которые должны соответствовать условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства, установленным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно п.п. 4 п. 4 части II "Специальная часть. Инструкция участникам", участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Участники закупки должны соответствовать условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства, установленным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
При этом в извещении о проведении вышеуказанного конкурса не установлены преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п. 7 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 указанного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 указанной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 указанного Федерального закона.
Однако, п.п. 4 п. 1 раздела 2 части III "Техническое задание" конкурсной документации установлено, что оплата товаров за период с момента заключения контракта по 30.11.2017 года, производится Заказчиком в течение 30-ти (тридцати) дней с момента фактической поставки товаров и представления в бухгалтерию указанных документов.
П.п. 2.7 п. 2 части IV "Проект контракта" конкурсной документации также установлено, что оплата товаров за период с момента заключения контракта по 30.11.2017 года, производится Заказчиком в течение 30-ти календарных (тридцати) дней с момента фактической поставки товаров и представления в бухгалтерию указанных документов (товарных накладных, счетов, счетов-фактур (при наличии)).
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. Подпунктом 11.4 п. 11 части IV "Проект контракта" конкурсной документации установлено, что в случае, если в качестве обеспечения исполнения обязательств по Контракту выбрано внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, возврат таких денежных средств производится в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня полного исполнения обязательств по Контракту обеими сторонами при наличии письменного требования о возврате денежных средств.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что ст. 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено условие, содержащееся в п.п. 11.4 п. 11 части IV "Проект контракта" конкурсной документации, о возврате денежных средств при наличии письменного требования о возврате денежных средств.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В остальной части жалоба признана необоснованной в связи с недоказанностью доводов.
6. Частью 7 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
7. Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "ЕвроСпецСервис" действиями Заказчика.
Кроме того, из представленных Заказчиком и конкурсной комиссией документов следует, что на участие в рассматриваемом конкурсе было подано 3 заявки, что так же подтверждает то, что содержание технической части документации позволило участникам закупки сформировать свои предложения относительно предмета рассматриваемых торгов и подать соответствующую заявку в установленные для того сроки.
Учитывая изложенное и принимая во внимание обстоятельство того, что на участие в конкурсе были поданы заявки, что обеспечило возможность проведения конкурентной процедуры закупки, Комиссия УФАС не находит оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку на момент рассмотрения у Комиссии УФАС отсутствуют основания полагать, что установленные в действиях Заказчика нарушения могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов участников рассматриваемого конкурса.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЕвроСпецСервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 6, п. 7 ч. 3 ст. 49, ч. 13.1, ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как нет доказательств того, что нарушения повлияли на результат рассматриваемого конкурса.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2017 г. N 44-2846/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017