Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2017 г. N 44-2849/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16629-ЭП/17 от 06.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания больных, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" в 2017 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200000117000135. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 932 260,00 рублей.
В жалобе ООО "ЕвроСпецСервис" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации с нарушениями требований Закона о контрактной системе, в частности, податель жалобы указывает на нарушение Заказчиком п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также на установление требований к оформлению заявок на участие в конкурсе, не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, посчитав их необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 13.07.2017.
1. Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения указанного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных указанной статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Как пояснил представитель Заказчика, в извещении, сформированном посредством механизма Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, указаны сведения предусмотренные ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в объеме, предоставляемом Единой информационной системы (по количеству символов). Так, согласно извещению установлены следующие требования к участникам в разделе "Требования к участникам":
"1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) в соответствии с документацией.
2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
отсутствие в реестре".
Соответственно, извещение, как краткое описание условий конкурса, содержит сведения о требованиях, предъявляемых к участникам конкурса.
Следует отметить, что подробные требования к участникам закупки, включая требования, установленные не только в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, но и в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены в разделе 4 части II документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Подпунктом 1.9.2 п. 1.9 части I документации установлено следующее: "Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" Правительством Российской Федерации введены в действие специальные экономические меры, запрещающие выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В случае неснятия данного запрета на момент заключения государственного (муниципального) контракта, контракт с организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, либо организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, заключён не будет".
Из указанного положения конкурсной документации следует, что в случае снятия такого запрет, предполагается заключение контракта с организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики.
С учетом того, что Постановление Правительства РФ от 02.06.2017 N 672, отменяющее действие Постановления Правительства от 29.12.2015 N 1457, вступило в силу 10.06.2017 года, то есть непосредственно перед публикацией извещения и документации в ЕИС, указанный запрет не распространяется на участников данного конкурса.
Как пояснил представитель Заказчика, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация опубликованы в ЕИС 16.06.2017, документация формировалась для публикации, начиная с апреля 2017 года, точная дата размещения документации в ЕИС на момент формирования документации должностным лицам Заказчика, ответственным за формированием документации, известна не была.
С учетом указанного факта, в конкурсную документацию включено отлагательное условие в отношении запрета выполнения работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики.
Таким образом, довод Заявителя не основан на фактических обстоятельствах дела и не направлен на восстановление нарушенных прав и законных интересов.
3. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом п. 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с положениями п. 8 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта". Следовательно, заказчик для оценки заявок (предложений) на участие в закупке вправе установить в документации о закупке как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Соблюдение вышеуказанных положений в совокупности позволит обеспечить применение предусмотренной п. 11 Правил 100-балльной шкалы по критерию (обеспечивается возможность присвоить лучшему предложению по критерию оценку в 100 баллов).
Согласно п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый Заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
В соответствии с вышеприведёнными требованиями Заказчиком в п. 11 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе. Указанный порядок не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного подателем жалобы в нарушение требований ст. 105 Закона о контрактной системе также не представлено.
В связи с чем довод Заявителя о нарушении Заказчиком п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не нашёл своего подтверждения.
4. Довод подателя жалобы относительно того, что содержащаяся в составе конкурсной документации инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе также не нашёл своего подтверждения.
В п. 17 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации Заказчиком установлена "Инструкция по заполнению участником формы "Предложение об объекте закупки", согласно которой участнику закупки при формировании конкурсной заявки необходимо использовать следующий порядок заполнения формы "Предложение об объекте закупки" (приложение N 4 к специальной части).
При описании объекта закупки участник должен дать свое предложение в части описания порядка осуществления организации питания, установленного в п.5, 8-12, п.п. 2-16 п.13 части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. Участник производит описание своего предложения, в строгом соответствии с п.5, 8-12, п.п. 2-16 п.13 части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации оформляя его в форме "Предложение об объекте закупки", являющейся приложением N 4 к части II "Специальная часть" настоящей конкурсной документации. При этом, предложение участника закупки в отношении порядка осуществления организации питания должно носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований. Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов "обязан", "должен", "должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении оказываемых услуг, являющихся предметом закупки. Участник должен использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании конкурсной документации. В составе заявки участник закупки должен предоставить свое конкретное предложение по объекту закупки, представив сведения, оформленные по Форме "Карточка-раскладка" являющейся приложением N1 к форме "Предложение об объекте закупки" Приложения N 4 к части II (специальной части) настоящей документации по каждому блюду из исчерпывающего перечня блюд, содержащемуся в Приложениях N 2-16 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации. Предлагаемое в карточке-раскладке соответствующее блюдо должно полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в техническом задании.
Согласно уточнению, содержащемуся в форме "Карточка-раскладка", участник закупки может оформить сведения, предусмотренные настоящей формой в отличном от нее виде, но содержащим все сведения, предусмотренные формой.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявок на участие в конкурсе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не накладывает на участников дополнительные, не предусмотренные Законом о контрактной системе, требования.
5. Кроме того, ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
6. Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "ЕвроСпецСервис" действиями Заказчика.
Кроме того, из представленных Заказчиком, а также размещённых на официальном сайте сведений следует, что на участие в рассматриваемом конкурсе было подано 2 заявки, которые были допущены к участию в конкурсе и были оценены конкурсной комиссией, что так же подтверждает то, что содержание конкурсной документации позволило участникам закупки сформировать свои предложения относительно предмета рассматриваемых торгов и подать соответствующую заявку в установленные для того сроки, а установленный Заказчиком порядок оценки заявок позволил конкурсной комиссии определить победителя в рассматриваемом конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЕвроСпецСервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2017 г. N 44-2849/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017