Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2859/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Заказчик), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания;
в присутствии представителя ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16732-ЭП/17 от 07.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) патологоанатомических отходов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200257617000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 955 687,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части установления требований к участникам закупки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается
Заказчиком, в п. 2.4.10 Технического задания, установлено следующее: "для возможности контроля со стороны Заказчика сжигание Отходов Исполнителем производится в пределах города Санкт-Петербурга".
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность ограничения исполнения контракта на утилизацию отходов по территориальному признаку. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 33 и ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно Части III (подпункт 2.6.2 Технического задания) документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к участнику закупки: "Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии используемого оборудования для сжигания медицинских отходов действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству, наличие санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны и проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу".
Согласно п. 2.1. СанПин 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Соответственно, вышеуказанные критерии установлены в рамках Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2016 N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", п. 2 Общих положений которого говорит следующее:
"Действие настоящих критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы".
Таким образом, установленные Законом N 89-ФЗ пять классов опасности в своей классификации неприменимы к медицинским отходам и не равнозначны классификации в рамках СанПин 2.1.7.2790-10.
Следовательно, положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 1 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требования о наличии санитарно-эпидемиологических заключений, в том числе, на проект санитарно-защитной зоны и проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу до заключения государственного контракта на оказание услуг, являющихся предметом контракта, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2859/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017