Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2856/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Местная администрация муниципального образования муниципального округа N 65 (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16652-ЭП/17 от 07.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на реализацию муниципальной программы мероприятий, направленной на решения вопросов местного значения по осуществлению благоустройства территории муниципального образования N 65 в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300008417000008. Начальная (максимальная) цена контракта 33 071 309,78 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в пп. 3.1.3 к Части I Части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показал, что она содержит восемь типов показателей, седьмой тип показателя содержит шесть подтипов данного показателя, восьмой тип показателя содержит четыре подтипа данного показателя:
"В описании товаров, используемых при выполнении работы (оказания услуги), Заказчик вправе использовать следующие типы показателей:
Тип 1: показатель, значение которого не может изменяться. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить значение показателя, установленное в документации.
Тип 2: показатель, для которого установлено минимальное значение показателя, требование к которому не включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое более установленного в документации.
Тип 3: показатель, для которого установлено максимальное значение показателя, требование к которому не включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое менее установленного в документации.
Тип 4: показатель, для которого установлено максимальное значение показателя, требование к которому включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое не более установленного в документации.
Тип 5: показатель, для которого установлено минимальное значение показателя, требование к которому включает значение показателя, указанное в документации. Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое не менее установленного в документации.
Тип 6: показатель, требование к которому включает варианты значений показателя, указанное в документации (Например, "22; 23; 24 мм", или "черный или белый"). Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить любое конкретное значение показателя, которое соответствует требованиям документации.
Тип 7: показатель, для которого установлено минимальное и максимальное значение показателя, требование к которому включает в себя требования к минимальному и требования к максимальному значению показателя (требования к диапазону значений показателя) (Например, "22 - 24 мм", "22_24"). В зависимости от того, к какому подтипу типа 7 относится требование Заказчика, Участник закупки в заявке по такому показателю указывает:
Тип 7 подтип 1: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 2: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 3: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 4: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 5: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона не более установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона не менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 7 подтип 6: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить диапазон значений показателя, в котором конкретное значение нижней границы диапазона менее установленного в документации требования к нижней границе диапазона, а конкретное значение верхней границы диапазона более установленного в документации требования к верхней границе диапазона.
Тип 8: показатель, для которого установлено конкретное значение показателя, при этом Заказчик установил требования к конкретному значению показателя, которые представляют собой диапазон требований в виде требования к минимальному значению конкретному показателя и требования к максимальному значению конкретного показателя. В зависимости от того, к какому подтипу типа 8 относится требование Заказчика, Участник закупки в заявке по такому показателю указывает:
Тип 8 подтип 1: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое не менее нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
Тип 8 подтип 2: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое не менее нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно строго менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
Тип 8 подтип 3: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое строго более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
Тип 8 подтип 4: участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое строго более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно строго менее установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю".
Инструкция по заполнению заявки содержит указание на то, какой показатель товара к какому типу относится, в аукционной документации указанное соотношение представлено следующим образом: "Показатель 1 товара по номеру позиции 8.2 в таблице 1.5 Приложения N 3 к Техническому заданию соответствует типу 3; Показатель 2 товара по номеру позиции 28.1 в таблице 1.2 Приложения N 3 к Техническому заданию соответствует типу 8 подтип 4; Показатель 2 товара по номеру позиции 30.3 в таблице 1.2 Приложения N 3 к Техническому заданию соответствует типу 3; Показатель 4 товара по номеру позиции 42.2 в таблице 1.5 Приложения N 3 к Техническому заданию соответствует типу 1" и т.д.
Следовательно, инструкция по заполнению первой части заявки содержит условия заполнения показателей позиций товаров не по порядку (например позиция 1, позиция 2), а хаотично, кроме того требования к значениям показателей (характеристикам) товара, предлагаемого для выполнения работ, содержаться в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к техническому заданию и составляют 68 страниц.
То есть, документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все показатели товаров с типами и подтипами указанными в инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые также содержаться в аукционной документации.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара;
- указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- наименование страны происхождения товара.
Таким образом, участнику закупки помимо конкретных показателей товаров, которые должны быть представлены в соответствии с инструкцией по заполнению заявки необходимо представить остальные сведения (например, сведения о стране происхождения товара, сведения о товарном знаке), предусмотренные пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, которые создают дополнительные барьеры для участия в закупки, а с учётом требований инструкции по заполнению первой части заявок участники закупки лишаются возможности составить надлежащие предложение и направить заявку на участие в аукционе.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании документации об аукционе, её отдельных разделов, таким образом, который приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
2. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с извещением о проведении аукциона документацией об аукционе предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту.
При этом, в Приложении N 3 документации об аукционе присутствуют требования к результатам испытаний и химическому составу товара, варьируемые в зависимости от конкретной партии товара, предоставление сведений о котором невозможно на этапе подачи заявок на участие в закупке:
"Содержание зерен слабых пород 5 % по массе. Средняя плотность зерен 2,0-3,0 г/см3. Содержание глины в комках 0,25 % по массе".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к указанию участниками закупок компонентного состава товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В связи с тем, что при предоставлении сведений в составе первой части заявки на участие в закупке участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели товара, в частности конкретные значения крупности зерен раствора, предоставление характеристик не приобретенного товара невозможно, поскольку соответствующие паспорта, содержащие данные сведения варьируют данные значения в зависимости от партии товара.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2856/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017