Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2875/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16693/17 от 07.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы производственного контроля и микробиологических исследований клинического материала от пациентов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100011717000187. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 810 767, 17 рублей.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерные, по его мнению, действия Заказчика, выразившиеся в установлении перечня закупаемых услуг (п. 5.1 раздела 5, раздел 8 и Техническое задание - приложение N 1), которые относятся к различным разделам медицинской деятельности, что привело к необоснованному укрупнению лота закупки.
Также податель жалобы указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части установления требований к участникам аукциона.
Кроме того Заявитель указывает на наличие в составе документации об аукционе образца банковской гарантии (приложение N 1 к документации об аукционе), что также нарушает требования Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, приводят к ограничению конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и, как следствие, к снижению эффективности использования средств бюджета в связи с отсутствием добросовестной конкуренции.
По мнению Заявителя, укрупнение лота при проведении торгов приводит к нарушению принципов обеспечения конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает её необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчик является социально значимым учреждением, и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания медицинской помощи.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемых услуг, которые будут иметь существенное значение. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не устанавливают для Заказчика требования к формированию лота закупки. При этом Законом установлен запрет на установление требований, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Исходя из представленных на заседание Комиссии документов, с учетом пояснений представителей Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что виды услуг, входящие в объект данной закупки, являются единым функциональным процессом, имеют общее функциональное назначение и оказываются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего оказания медицинских услуг.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии УФАС не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что формирование Заказчиком подобным образом объекта закупки ущемляет права и нарушает равенство сторон участников закупки или создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Кроме этого, Заявитель в жалобе не поясняет, каким образом действия Заказчика, по включению в объект закупки перечня услуг, поименованных в техническом задании документации об аукционе, учитывая, что названные услуги функционально и технологически связаны как между собой, так и с предметом торгов, нарушают его права и законные интересы, и ограничивают право Заявителя на участие в данном аукционе в электронной форме.
Комиссия УФАС полагает, что отсутствие у отдельного потенциального участника закупки возможности выполнить условия аукциона в электронной форме не свидетельствует о нарушении Заказчиком в рамках осуществления закупки требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона и не может являться основанием для признания действий Заказчика нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Кроме того, из содержания протокола проведения электронного аукцион на участие в рассматриваемых торгах было подано 3 заявки на участие в аукционе, по итогам которого снижение от начальной (максимальной) цены контракта составило 14,55%. Таким образом, довод подателя жалобы относительно того, что сформированный Заказчиком лот аукциона привел к ограничению конкуренции при проведении рассматриваемого аукциона не нашел своего подтверждения в материалах дела.
2. Довод подателя жалобы о том, что Заказчиком установлены требования к участникам закупки не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе также не находит своего подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при проведении закупки заказчик обязан установить требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из содержания документации об аукционе следует, что предметом рассматриваемых торгов является оказание услуг по проведению лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы производственного контроля и микробиологических исследований биологического материала пациентов, что, в свою очередь, относится к видам медицинской деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12).
Так согласно п. 1.1 ч. 1 документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к участникам рассматриваемого аукциона:
Участник аукциона должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с ч. 1. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.13), в том числе:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:
- наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной уполномоченным органом. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике, паразитологии, лабораторному делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: паразитологии, бактериологии, санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
- наличие у участника закупки действующего аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра (испытательной лаборатории) в соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ.
Согласно ч 7 документации об аукционе, заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе:
документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.13:
- копия действующей лицензии Участника на осуществление медицинской деятельности, выданной уполномоченным органом. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике, паразитологии, лабораторному делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: паразитологии, бактериологии, санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- копия действующего аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра (испытательной лаборатории) в соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к участникам закупки в рассматриваемой части не противоречат требованиям Закона о контактной системе.
3. Комиссия УФАС также считает необоснованными доводы подателя жалобы о том, что наличие в составе документации об аукционе образца банковской гарантии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующему основанию.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрастной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрастной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Изучив представленный в составе документации образец банковской гарантии, Комиссия УФАС установила, что его содержание не противоречит требованиям вышеприведенных норм Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также констатирует, что документация об аукционе не содержит условий, согласно которым Заказчик не примет в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию, оформление которой будет отличным от образца, содержащегося в документации об аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика, выразившихся во включение в состав документации об аукционе примерной формы банковской гарантии, нарушений Закона о контрактной системе.
4. Остальные доводы жалобы также не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель явку своих представителей не обеспечил, не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Меданализы.ру" действиями Заказчика.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Меданализы.ру" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2017 г. N 44-2875/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017