Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2017 г. N 44-2905/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО города Колпино (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Шоу-групп" (далее - Заявитель): по доверенности,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17065/17 от 12.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению праздничных мероприятий, посвященных Дню города Колпино (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300008017000054. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 497 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчиком, в Разделе 3 к товару "Прибор динамической обработки" установлено: "Полоса пропускания в диапазоне не уже чем от 30 до 20 000 Гц".
Заказчиком, в п. 14 Части II документации о закупке установлена инструкция по порядку подачи и заполнения конкурсной заявки, согласно которой:
"При указании значений нижней и верхней границы диапазона показателя с использованием словосочетания: "в диапазоне от_ до_". Числовые значения показателя в отношении которых установлены требования с использованием предлогов "от" и "до", следует определять следующим образом: Минимальным значением из определенных заказчиком, является значение, указанного после предлога "от", которое должно быть больше числового значения, указанного после предлога "от". Максимальным значением - является значение, которое должно быть меньше числового значения, указанного после предлога "до";
Вместе с тем, согласно другому положению инструкции: "Конкретные значения показателей, равные либо превышающие значения, установленные настоящей документацией, для которых установлены минимальные значения (использованы слова, словосочетания или символьные значения: "", "не менее", "не хуже", "не уже"".
Таким образом, описание товара регулируется одновременно двумя противоречивыми положениями инструкции по порядку подачи и заполнения конкурсной заявки, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Требования к техническим, качественным, функциональным и экологическим показателям (характеристикам) товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Разделу 2.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара: "Плотностью 180 г/м2. Толщина >180 мкм. Яркость, ISO 2470>90 %. Глянец, Hunter 75, >60 %. Гладкость, PPS 10, <1,3 мкм. Жесткость mN.m, Табер, MD 2,5
. Жесткость mN.m, Табер, CD 1,4
".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к товарам, несоответствующих объективному описанию объекта закупки.
Довод Заявителя о неправомерном описании объекта закупки в части установления требований к товарам "Интерактивный лазерный тир", "Автоматический компрессор" и прочие товары, определенные Заказчиком в Разделе 3 не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС, поскольку описываемое оборудование является частью критерия оценки заявок, в связи с чем, не является объектом закупки, что не противоречит доводам жалобы.
Доводы жалобы Заявителя об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки в части:
"В случае использования слов "может быть", "возможно", "допускается" при описании объекта закупки, означает, что описанный параметр с использованием данного слова является не приоритетным для заказчика и может быть представлен участником по его усмотрению. В любом случае участник закупки должен указать конкретные характеристики товара с учетом сформированных потребностей заказчика без использования словосочетания "может быть", "возможно", "допускается", данные слова описывающие наличие характеристик, могут быть заменены на слова: "будут", "имеют" не будут" "не имеют" и производных данных слов. Данные слова и словосочетания при описании объекта закупки используются заказчиком с целью расширения рынка товаров, которые могут иметь незначительные отличительные функциональные или технические характеристики, и в следствии их незначительных отличий удовлетворяют потребностям заказчика".
"При описании конкретных значений, которые не могут изменяться, для которых заказчиком используется условное обозначение ( )*, либо значение показателя заключено в квадратные скобки [ ], участник закупки должен предоставить (указать) сведения в полном соответствии с требованиями заказчика, то есть полностью продублировать сведения установленные заказчиком в скобках, с учетом используемого условного обозначения, применяемого заказчиком при описании данного вида показателя. Вариант условного обозначения: (до 100 градусов Цельсия) * Предоставление сведений с учетом одного из условий данного пункта инструкции: (до 100 градусов Цельсия) *".
"Значения таких показателей точно соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, для показателей, значения которых не могут изменяться. При описании данного показателя заказчиком установлено конкретное значение с применением слов - "должен", "должен быть", требуется", "нужно", "необходимо", "следует", "обязательно" и словообразований, образованных от слов: "должен", "должен быть", требуется", "нужно", "необходимо", "следует", "обязательно". При указании значений, которые не могут изменяться, применяются конкретные значения, без использования слов (словосочетаний) "должен", "должен быть", требуется", "нужно", "необходимо", "следует", "обязательно" и словообразований, образованных от слов: "должен", "должен быть", требуется", "нужно", "необходимо", "следует", "обязательно" не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Шоу-групп" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2017 г. N 44-2905/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017