Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 июля 2017 г. N Г 649-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медпроект" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку в 2017 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (N закупки 0228100000217000111), в присутствии представителей заказчика - государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
11.07.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 12.07.2017.
11.07.2017 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, заявителя .
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроект" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку в 2017 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (N закупки 0228100000217000111).
Заявитель считает, что документация об электронном аукционе составлена со следующими нарушениями требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель утверждает, что заказчик неправомерно установил следующие нестандартные показатели, которые отсутствуют в ГОСТах для товара "Аппараты слуховые": по позиции 4 - "шумоподавление, адаптивное подавление обратной связи", по позиции 5 - "шумоподавление, подавление обратной связи", по позиции 6 - "противофазное подавление обратной связи, шумопадавление, крюк для детского протезирования, автоматический анализ звуковой обстановки с выбором одной из двух базовых программ", по позиции 7 - "подавление обратной связи, шумопадавление", по позиции 8 - "адаптивное подавление обратной связи, шумоподавление", по позиции 9 - "автоматическая система распознования акустической ситуации и самостоятельный выбор программы, адаптивное подавление обратной связи, шумоподавление крюк для детского протезирования", по позиции 10 - "адаптивное подавление обратной связи, шумоподавление", по позиции 11 -"адаптивное подавление обратной связи, шумоподавление", так как необходимость их установления отсутствует.
Также в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик не указывает обоснование необходимости использования таких показателей.
Заявитель считает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком не указано количество вкладышей индивидуального использования.
Также заявитель указал, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик не установил требования в отношении снятия слепков для индивидуального изготовления вкладышей ушных. Заявитель утверждает, что изготовление индивидуального ушного вкладыша является медицинской услугой и подлежит лицензированию.
По мнению заявителя, заказчиком не соблюдены положения статей 6, 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как установленным им требованиям к характеристикам товара не соответствует ни одна модель слухового аппарата.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика пояснили следующее.
Параметры технических, функциональных и качественных характеристик на слуховые аппараты установлены исходя из индивидуальных потребностей инвалидов, а также опыта работы по поставке инвалидам данной продукции. Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки и иные показатели, изложенные в документации об электронном аукционе, имеют под собой четкую медико-социальную обоснованность и носят существенный характер для конкретного потребителя.
Использование терминов ""шумоподавление", "адаптивное подавление обратной связи", "подавление обратной связи" предусмотрено ГОСТом Р 51076-97 "Тренажеры слухоречевые реабилитационные. Общие технические условия", ГОСТом Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные и реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", тем самым данные показатели к слуховым аппаратам являются стандартными. Все установленные характеристики направлены на обеспечение потребностей инвалидов на уровне современных стандартов и максимальной комфортности.
В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе количество слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления установлено 207 штук, соответственно максимальное количество ушных вкладышей индивидуального изготовлении - 207 штук. Также в извещение и аукционной документации количество крюков для детского протезирования по позиции 6 указано 14 штук, а по позиции 9 - 5 штук.
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок была обоснована начальная (максимальная) цена слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, которые также являются объектом закупки.
В целях определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен использовались три цены товара, предлагаемые различными поставщиками, из которых видно, что устанавливается стоимость слуховых аппаратов совместно с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" поставка технических средств реабилитации лицензированию не подлежит.
ФАС России письмом от 25.11.2015 N АД/66737/15 разъяснил, что согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охран здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 27.12.2011 г. N 1664н, изготовление индивидуальных ушных вкладышей не является медицинской услугой.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе были поданы две заявки от участников закупки. По результатам рассмотрения первых частей заявок было принято решение о допуске к участию в электронном аукционе и признании участниками аукциона всех участников закупки, подавших заявки.
Представители заказчика пояснили, что имеются как минимум два производителя слуховых аппаратов, отвечающих совокупности требований документации об электронном аукционе, что подтверждается официальными письмам производителей.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия установила, что в аукционной документации заказчиком установлено требование к следующим ГОСТам: ГОСТ Р 50444-92 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" (Разд. 3,4), ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", ГОСТ Р 51407-99 "Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний", ГОСТ Р 52770-2007 "Изделия медицинские. Требования безопасности. Методы санитарно-химических и токсикологических испытаний", ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003 "Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей", ГОСТ Р ИСО 12124-2009 "Акустика. Методы измерения акустических характеристик слуховых аппаратов на ухе человека", ГОСТ Р МЭК 60711-2001 "Имитатор закрытого уха. Технические требования и методы испытаний", а также в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ ISO 10993-1-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования", ГОСТ ISO 10993-5-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 5. Исследования на цитотоксичность: методы in vitro", ГОСТ ISO 10993-10-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 10. Исследования раздражающего и сенсибилизирующего действия".
Также в техническом задании заказчиком приведены функциональные характеристики, потребительские свойства слуховых аппаратов, которые направлены на обеспечение потребностей инвалидов на уровне современных стандартов и максимальной комфортности.
Включение в описание объекта закупки таких требований к закупаемому товару не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявителем не представлено доказательств, что в описании характеристик слуховых аппаратов имеются взаимоисключающие характеристики по отношению к стандарту.
Такие показатели как "шумоподавление", "адаптивное подавление обратной связи", "подавление обратной связи" предусмотрены ГОСТом Р 51076-97 "Тренажеры слухоречевые реабилитационные. Общие технические условия", ГОСТом Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные и реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".
При анализе показателей, используемых в рассматриваемой аукционной документации, Комиссия Владимирского УФАС России не установила факта использования заказчиком нестандартных показателей и терминологии, которые не являются общепринятыми.
Объектом рассматриваемой закупки являются поставка слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Согласно пункту 13 извещения о проведении электронного аукциона, пункту 13 аукционной документации, техническому заданию количество поставляемых товаров - 207 штук.
Как следует из представленных заказчиком документов, начальная (максимальная) цена контракта определялась на слуховые аппараты вместе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, которые также являются объектом закупки.
Заказчиком указано количество слуховых аппаратов совместно с ушными вкладышами, следовательно количество ушных вкладышей равно количеству приобретаемых слуховых аппаратов.
Из аукционной документации и пояснений заказчика следует, что объектом закупки является только поставка слуховых аппаратов с ушными вкладышами, поэтому требования к снятию слепков для индивидуального изготовления ушных вкладышей не установлено.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" поставка технических средств реабилитации лицензированию не подлежит.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Как следует из пояснений заказчика, установленные им технические, функциональные и качественные характеристики к слуховым аппаратам обусловлены объективными потребностями, которые основываются оказанием медико-социальной услуги инвалидам в соответствии индивидуальными потребностями инвалидов, которые заказчик должен учесть.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемой аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медпроект" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку в 2017 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (N закупки 0228100000217000111) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 июля 2017 г. N Г 649-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017