Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 20 июля 2017 г. N КС-134/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С.Ивановой |
заместителя руководителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
Ю.К. Быстровой
А.А. Кошкумбаевой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заявителя - О.В. Логиновой (далее - Заявитель); заказчика - МБОУ СОШ N 10 (далее - Заказчик) - С.П. Смовдырь (представитель по доверенности); уполномоченного органа - комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" - Е.Е. Трояновой (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием "Услуги по организации школьного питания" (извещение N 0335300000217000239) (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.07.2017 поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Конкурса.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В приложении к разделу I "Сведения о проводимом конкурсе" конкурсной документации указаны следующие критерии оценок заявок на участие в конкурсе:
1.1. Стоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
Критерий N 1 - Цена контракта
Значимость критерия N 1-60 %
1.2. Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
Критерий N 2- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других, материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 2).
Значимость критерия N 2 - 40 %
К32 = 40/100 = 0,4
Количество баллов, присуждаемых по Критерию N 2, определяется по значимости показателя, раскрывающего содержание Критерия N 2 и учитывающего особенности оценки закупаемых услуг по Критерию N 2.
По критерию N 2 лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых заявке (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=K3xl00x(Ki /Кmах) где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 1);
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Кmах - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Показатель критерия N 2: "Деловая репутация участника закупки".
Предметом оценки по вышеуказанному показателю является срок деятельности - участника закупки (с учетом правопреемства) в сфере оказания услуг, являющихся предметом конкурса. Оцениваться будут полные годы деятельности участника закупки в указанной сфере услуг.
При этом деловая репутация участника закупки подтверждается только копиями документов о государственной регистрации участника закупки. Следовательно, отсутствует механизм, позволяющий объективно определить лучшее предложение участника закупки. Совершенно не понятно, как дата государственной регистрации участника закупки может указывать на срок деятельности в сфере оказания услуг по организации питания в образовательных учреждениях и на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а также свидетельствовать о том, что таким участником будет предложено лучшее условие исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, в представленной документации не корректно сформулирован предмет оценки. Как показывает практика, для оценки деловой репутации предметом оценки являются положительные отзывы об участнике закупки, грамоты, благодарственные письма по результатам выполнения работ (услуг) сопоставимого характера, а не "количество полных лет деятельности участника закупки в указанной сфере услуг".
Подобные действия со стороны Заказчика, Уполномоченного органа противоречат принципам и основным положениям закупки товаров, работ, услуг, указанным в статье 6 Закона о контрактной системе, а также части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, запрещающей действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. С 01.01.2016 организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, Письмо Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016). Однако пункт 5.9. Раздела I. Сведения о проводимом конкурсе с ограниченным участием не устанавливает такой запрет.
3. В пункте 8 Раздела I "Сведения о проводимом конкурсе с ограниченным участием" указано, что начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком с использованием тарифного метода в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе. Однако, в соответствии с частью 7 статьи 22 Закона о контрактной системе Заказчиком применяется нормативный метод, который заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
4. В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
В нарушение указанного права, в пункте 13.1. Раздела I. Сведения о проводимом конкурсе с ограниченным участием предусмотрена возможность получения в режиме реального времени полной информации о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе в сети Интернет по адресу: http://klgd.ru/administration/kino/stream-253.php, без указания на возможность личного присутствия участника или его представителя 11.07.2017 с 14:30 по калининградскому времени по адресу: г. Калининград, пл. Победы, 1, каб. 253.
5. В пункте 19.3. Раздела I "Сведения о проводимом конкурсе с ограниченным участием" указаны реквизиты счета для внесения обеспечения исполнения контракта (в случае, если участник закупки выбрал обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств), при этом получателем денежных средств является и уполномоченный орган, и Заказчик.
6. В соответствии с пунктом 2.3. Проекта гражданско-правового договора (контракта) контракта на закупку услуг по организации школьного питания цена включает набор продуктов, торговую наценку, в т.ч. услугу по технологической переработке продуктов и обслуживанию детей, коммунальные расходы (водопотребление, водоотведение, электроэнергию, вывоз мусора), уплату налогов и других обязательных платежей и сборов. При этом пункт 2.10. Проекта контракта дополнительно устанавливает, что процент торговой надбавки остается неизменным на весь срок действия настоящего контракта и составляет:
- для бюджетных средств (определен Постановлением Правительства Калининградской области от 25.12.2013 N 1002 "Об обеспечении питанием обучающихся за счет средств областного бюджета") не более 25 % в день на одного обучающегося.
7. В Техническом задании на закупку услуг по организации школьного питания (Приложение N 1 к проекту контракта) указано, что расчет цены производится в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 25.12.2013 N 1002 "Об обеспечении питанием обучающихся за счет средств областного бюджета". Внизу таблицы указано под "*", что общее количество детей заполняется на основании предложения участника закупки, а цена на одного ребенка и общая стоимость услуг заполняется с применением понижающего коэффициента, который рассчитывается как отношение цены контракта, предложенной победителем конкурса, к начальной (максимальной) цене контракта. Понижающий коэффициент применяется к ценам и суммам, указанным в разделе III "Техническое задание" конкурсной документации. Данные условия противоречат части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, согласно которой по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
8. В пункте 6.1.7. Технического задания предусмотрена обязанность Исполнителя принять по акту приема-передачи во временное пользование на срок действия контракта помещение пищеблока, материально-техническое оборудование (мебель, торгово - технологическое, холодильное и подъемно-транспортное оборудование и т.д.). При этом не указано на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования будет происходить передача помещений.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание Заказчику и Уполномоченному органу о внесении изменений в конкурсную документацию.
Заказчиком и Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают, что их действия при проведении Конкурса в полной мере соответствуют нормам Закона о контрактной системе и просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
20.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) размещена информация по Конкурсу.
Начальная (максимальная) цена контракта - 836 480,00 рублей.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит единые требования к участникам закупки, устанавливаемые заказчиком при осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) утверждены Приложения NN 1 и 2, устанавливающие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров (работ, услуг).
Требований к деловой репутации участников закупки данным документом не предусмотрено.
В пункте 6 Приложения N2 к Постановлению N 99 закреплены дополнительные требования к участникам закупки, осуществляющим "оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ... если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей", такие как "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе" При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
Деловая репутация является одной из составляющих критерия "квалификация участников закупки", который может использоваться заказчиком для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Заказчик обязан указать в документации о закупке используемые им при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии (по общему правилу - не менее двух) и их величины значимости. При этом в качестве одного из критериев заказчиком может быть избрана "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (пункты 1 и 4 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Показатели оценки деловой репутации участников закупки законодательно не регламентированы, в связи с чем действия заказчика по установлению предмета оценки показателя "Деловая репутация участника закупки" в виде срока деятельности в сфере оказания услуг, являющихся предметом конкурса, не противоречат действующему законодательству.
С учетом того, что при проведении спорного конкурса к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, к процедуре оценки по установленным критериям будут допущены лица, однозначно имеющие опыт работы в той сфере, которая является предметом конкурса. Поэтому срок деятельности участника закупки в указанной сфере может являться дополнительным фактором оценки его квалификации.
Согласно ГОСТ Р 66.0.01-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" фактор, характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) субъекта предпринимательской деятельности на рынке по своему профилю экономической деятельности, учитывается при оценке деловой репутации.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса закупка проводится только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем доводы жалобы о том, что участником конкурса может быть физическое лицо, являются несостоятельными (статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в данной части при проведении Конкурса соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 (запреты или ограничения, установленные подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, отменены Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 с 31.05.2017).
С учетом изложенного, доводы жалобы, изложенные в пункте 2, не соответствуют действующему законодательству.
3. В пункте 8 раздела I "Сведения о проводимом конкурсе", а также в разделе V "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" конкурсной документации указано, что при определении начальной цены использовался тарифный метод, а не нормативный, как указано в жалобе, в связи с чем доводы жалобы не соответствуют действительности.
4. В пункте 13.1 раздела I "Сведения о проводимом конкурсе" конкурсной документации указано конкретное место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. При этом указано, что вход в здание осуществляется по пропускам.
Таким образом, в конкурсной документации реализована возможность присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям.
Дополнительно также указано, что получение полной информации о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе возможно в сети Интернет по адресу: http ://klgd.ru/administration/kino/stream-253.php.
5. В соответствии с положениями статей 6 и 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" муниципальное бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, утвержденным 18.02.2014 Банком России за N 414-П и Минфином России за N 8н, если лицевой счет бюджетополучателю открыт в финансовом органе в условиях открытия финансовому органу лицевого счета в органе Федерального казначейства, указываются полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках - полные или сокращенные наименования финансового органа и бюджетополучателя, а также номер лицевого счета финансового органа (п.1.2.4 главы 1).
На основании вышеизложенного и учитывая, что комитет экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" имеет счет, открытый в Федеральном казначействе, и одновременно является финансовым органом муниципального уровня для муниципальных бюджетных учреждений, в и. 19.3 раздела I "Сведения о проводимом конкурсе" конкурсной документации указано: "Получатель: УФК по Калининградской области (Комитет экономики, финансов и контроля, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 10, л/с 708011104)".
6. Согласно пункту 2.3. раздела IV "Проект гражданско-правового договора на закупку услуг по организации школьного питания" конкурсной документации (далее - Проект договора) цена Контракта указана с учетом всех расходов Исполнителя, связанных с оказанием услуг и всех расходов на перевозку, страхование, в том числе уплату налогов, пошлин, сборов, расходов по оплате стоимости сторонних организаций и третьих лиц, и других обязательных платежей, которые необходимо выплатить при исполнении Контракта.
Цена включает набор продуктов, торговую наценку, в т.ч. услугу по технологической переработке продуктов и обслуживанию детей, коммунальные расходы (водопотребление, водоотведение, электроэнергию, вывоз мусора), уплату налогов и других обязательных платежей и сборов.
Пунктом 2.10. Проекта контракта предусмотрено, что процент торговой надбавки остается неизменным на весь срок действия настоящего контракта и составляет:
- для бюджетных средств (определен Постановлением Правительства Калининградской области от 25.12.2013 N 1002 "Об обеспечении питанием обучающихся за счет средств областного бюджета") не более 25 % в день на одного обучающегося.
Комиссия считает, что вышеуказанные положения Проекта контракта не противоречат действующему законодательству, в том числе Постановлению Правительства Калининградской области от 25.12.2013 N 1002 "Об обеспечении питанием обучающихся за счет средств областного бюджета".
7. В приложении N 1 к Проекту контракта уже заполнены столбцы о количестве детей и дней. Под знаком "*" имеется примечание, что строка "Всего" (в незаполненном месте) заполняется на основании предложения победителя конкурса, т.е. в приложении N 1 указывается общая цена контракта, предложенная победителем конкурса.
Согласно рекомендациям, изложенным в письмах Минэкономразвития России от 10.10.2016 N ОГ-Д28-11669, от 05.05.2016 N Д28и-1219 и от 05.11.2015 N Д28и-3315, заказчик вправе включить в документацию условия о применении "понижающего коэффициента" за единицу каждой позиции услуги пропорционально снижению начальной (максимальной) цены, предложенной участником закупки.
Поскольку техническое задание содержит две различных единицы услуг (дети в возрасте до 11 лет и дети 11 лет и старше) в примечаниях к таблице в приложении N 1 к контракту правомерно содержится указание о том, что столбцы со знаком "**" заполняются с применением понижающего коэффициента, который рассчитывается как отношение цены контракта, предложенной победителем конкурса, к начальной (максимальной) цене контракта. Понижающий коэффициент применяется к ценам и суммам, указанным в разделе III "Техническое задание" конкурсной документации.
Таким образом, доводы жалобы о том, что данные условия противоречат части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, являются необоснованными.
8. Ссылка на безвозмездный характер использования передаваемых помещений содержится в пункте 5.4.8. Проекта контракта, в котором указано, что "Исполнитель обязан осуществлять профилактические и ремонтные работы в отношении оборудования и помещений, переданных в безвозмездное пользование, согласно приложению N 3 (перечень помещений и оборудования, переданных в эксплуатацию).
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод жалобы также является необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу О.В. Логиновой необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С.Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 20 июля 2017 г. N КС-134/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017