Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
А.А. Кошкумбаевой |
старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заказчика - администрации Неманского городского округа (далее - Заказчик) - Н.А. Котельникова (представитель по доверенности); заявителя - ООО "КСИЛ-Калининград" (далее - Заявитель) - С.П. Ганжалы (генеральный директор);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по установке детской площадки в районе дома N 16 по ул. Советской в г. Неман" (извещение N 0335300002117000020) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10.07.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 4066 от 10.07.2017) на положения документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Рассматривая возможность участия в аукционе Заявителем обнаружено, что размещенная документация об Аукционе содержит следующие нарушения действующего законодательства, что существенно ограничивает количество участников аукциона и ущемляет права ООО "КСИЛ-Калининград":
1. Аукционная документация представлена не в полном объеме. В связи с тем, что предметом закупки является поставка и монтаж отсутствует дефектная ведомость объема работ и локальный-сметный расчет на монтаж оборудования детской игровой площадки, согласованный в ГАУ КО "РЦЦС" Калининградской области, что в полной мере не отображает полный объем выполняемых работ. А также в описании объекта закупки, произведенное Заказчиком, не содержится требований к его монтажу (способ установки детской площадки), а также не указывается на необходимые Заказчику материалы, подлежащие применению при осуществлении монтажа (вышеуказанные сведения отсутствуют и в разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе), что является нарушением требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В техническом задании имеются конкретные описания и требования, в частности по размерам и художественному оформлению, поставляемого оборудования, а конкретно - завода производителя "АВЕН", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, где установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки Заказчиком не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель полагает, что описание объекта закупки соответствует лишь товарам, произведенным ООО "АВЕН". Заявителем представлен анализ Технического задания на поставку игровых и спортивных площадок по Аукциону и детского игрового оборудования поставляемых заводами-производителями подобного оборудования в Калининградской области.
Заявитель полагает, что вышеуказанные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель также указывает на то, что в технической документации Аукциона нет ссылки на действующие ГОСТ по безопасности детского игрового оборудования, в частности данное оборудование подлежит сертификации в соответствии с ГОСТ Р 52167-2012, ГОСТ Р 52168-2012, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52299-2013, ГОСТ Р 52300-2013, ГОСТ Р 52301-2013.
Спортивное покрытие, которое укладывается на бетонную стяжку, по мнению Заявителя, не является травмобезопасным покрытием (в техническом задании толщина покрытия не более 30 мм (предназначение - эксплуатация на спортивной площадке), а в смете указано - 10 мм). В соответствии с ЕН 1176-2006 толщина ударопоглощающего покрытия на детской площадке определяется с учетом критической высоты падения ребенка с детского игрового оборудования и при высоте площадок игрового комплекса от одного метра должны применяться резиновые коврики толщиной не менее 40 мм.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно постановлению Правительства Калининградской области от 12.02.2016 N 78 "О проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета" согласование смет в ГАУ КО "РЦЦС" Калининградской области необходимо для объектов капитального строительства, строительство которых финансируется из областного бюджета.
В данном случае сметы не подлежат согласованию поскольку монтаж детского игрового оборудования не является капитальным строительством, и кроме того, содержание требований к монтажу детской площадки не является обязательным в аукционной документации. Указание конкретных материалов для монтажа оборудования также не является обязательным.
Согласно пункту 4.1. проекта контракта - "Качество выполняемых работ должно удовлетворять требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), государственным стандартам, ТУ, технической документации и другим нормативным актам", то есть исполнитель при производстве работ должен руководствоваться применимыми нормами и правилами, которые содержат и требования к материалам - и к количеству/качеству таких материалов.
Податель жалобы ссылается на ограничение количества участников закупки вследствие того, что в разделе описания характеристик товара имеются конкретные описания и требования о поставке детского игрового оборудования "АВЕН". Вместе с тем, аукционная документация не содержит указания на производителя оборудования.
Податель жалобы не представил какие-либо документы, свидетельствующие о том, что он самостоятельно, либо посредством других лиц лишен возможности принять участие в закупке, и выполнить для Заказчика поставку оборудования, которое соответствует требованиям Технического задания.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При описании объекта закупки заказчик использовал показатели, предусмотренные ГОСТ Р 52167-2012, 52168-2012, 52169-2012, 52299-2012, 52300- 2013, 52301-2013.
Требования обязательного перечисления наименований стандартов, использованных при установлении характеристик оборудования в аукционной документации Закон о контрактной системе не содержит.
Формальное отсутствие в аукционной документации наименование стандартов, по мнению Заказчика, нарушением подпункта 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной не является.
Также в EH 1176-2006, на который ссылается податель жалобы, требования о толщине резинового покрытия не менее 40 мм не содержится.
Таким образом, податель жалобы не подтвердил, что не может принять участие в проводимой закупке, и как следствие не подтвердил нарушение его прав и интересов положениями спорной документации.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
05.07.2017 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0335300002117000020 и документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническом заданием документации об аукционе (далее - Техническое задание), являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе, определены технические характеристики товара, необходимого к поставке по итогам Аукционе (13 позиций).
Техническое задание также содержит следующую информацию: "Товар должен соответствовать требованиям настоящего Технического задания и технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (в случае, если такие требования установлены как обязательные для применения), в том числе требованиям:
- ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования";
- ГОСТ Р ЕН 1177-2006 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и методы испытаний". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2006 г. N 220-ст;
- ГОСТ Р ЕН 1177-2013 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 181-ст идентичен европейскому региональному стандарту ЕН 1177:2008* "Покрытия игровых площадок, поглощающие удар. Определение критической высоты падения" (EN 1177:2008 "Impact attenuating playground surfacing - Determination of critical fall height");
- ГОСТ 14925-79 "Каучук синтетический цис-изопреновый. Технические условия";
- ГОСТ Р 52367-2005 "Каучук синтетический цис-изопреновый. Общие технические условия";
- ГОСТ 740-76 "Тиурам Д. Технические условия" (с Изменениями N 1, 2, 3) Группа Л28 межгосударственный стандарт. Утвержден и введен в действие Постановлением государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 16.02.76 N 395, принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2013 г. N 59-П);
- ГОСТ ISO 4097-2013 "Каучук этилен-пропилен-диеновый. Методы оценки". Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2013 г. N 59-П) Международный стандарт разработан подкомитетом SC 3 "Сырье (включая латекс) для резиновой промышленности" технического комитета;
- ГОСТ ISO/TC 45 "Каучук и резиновые изделия" Международной организации по стандартизации (ISO);
- ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности". Постановление ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СТАНДАРТОВ Совета Министров СССР от 10 марта 1976 г. N 579 срок введения установлен с 01.01. 1977 г. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 5-94);
- ГОСТ 6484-96 "Кислота стеариновая техническая (стеарин). Технические условия". Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9-96 от 12 апреля 1996 г.);
- ГОСТ Р ИСО 2303-2003 "Каучук изопреновый растворной полимеризации, не наполненный маслом";
- ГОСТ 270-75 "Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении";
- ГОСТ 30263-96 (ИСО 2393-94) "Смеси резиновые для испытания. Приготовление, смешение и вулканизация. Оборудование и методы". Принят постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 22 апреля 1997 г."142. Введен в действие с 1 января 1998 года;
- ГОСТ 6484-96 "Кислота стеариновая техническая (стеарин). Технические условия". Группа Н18 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9-96 от 12 апреля 1996 г.) ВЗАМЕН ГОСТ 6484-64;
- ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация";
- ГОСТ 12.4.103-83 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация";
- ГОСТ ИСО 1795-96 "Каучук натуральный и синтетический. Отбор проб и дальнейшие подготовительные процедуры";
- ГОСТ 2226-88 (ИСО 6590-1-83, ИСО 7023-83) "Мешки бумажные. Технические условия";
- ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиэленовая. Технические условия";
- ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов";
- ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка";
- ГОСТ 27109-86 "КАУЧУКИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. МЕТОДЫ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ ПРОБ";
- ГОСТ Р ИСО 2303-2003 (ИСО 2303-90) "КАУЧУК ИЗОПРЕНОВЫЙ РАСТВОРНОЙ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ, НЕ НАПОЛНЕННЫЙ МАСЛОМ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ";
- ГОСТ 269-66 "РЕЗИНА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ";
- ГОСТ 7195-75 "Красители органические. Пигмент красный Ж. Технические условия" (с Изменениями N 1-4)".
В ходе заседания Комиссии Заявителем представлена информация (сравнительная таблица), содержащая анализ технических и функциональных характеристик, установленных Техническим заданием (11 позиций) на соответствие характеристикам детского игрового оборудования, поставляемого в Калининградскую область (ООО "АВЕН", ООО "КСИЛ Калининград", ООО "Пион", ООО "Атрикс").
Согласно вышеуказанному анализу рынка характеристикам, установленным Техническим заданием, соответствует лишь оборудование ООО "АВЕН".
Довод Заказчика о том, что описание технических и качественных характеристик объекта дано Заказчиком исходя из полученных коммерческих предложений, Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В составе документации Аукциона (до рассмотрения жалобы по существу) Заказчиком представлена, в том числе, копия коммерческого запроса, направленного в адрес ООО "АТРИКС-Калининград", ООО "МС ПЛЮС" и ООО "ГК АВЕН" (б/н от 20.06.2017) с приложением технического задания (13 позиций), а также коммерческие предложения ООО "АТРИКС-Калининград", ООО "МС ПЛЮС" и ООО "ГК АВЕН".
Комиссией установлено, что техническое задание, являющееся приложением к указанному выше коммерческому запросу содержит не все технические и качественные характеристики товаров, указанные впоследствии в Техническом задании документации Аукциона, в том числе, отсутствует информация о размерах оборудования. Соответственно, коммерческие предложения также содержат не всю информацию, указанную Заказчиком в Техническом задании документации Аукциона.
В ходе заседания комиссии 14.07.2017 года представитель Заказчика на вопрос ведущего заседание комиссии об отсутствии в запросе коммерческих предложений и в самих коммерческих предложениях, использованных для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, размеров игрового оборудования, заявил, что предполагает, что имеет возможность в данный момент связаться по телефону с ООО "Атрикс- Калининград", после чего будут представлены коммерческие предложения с необходимыми характеристиками и размерами. 17.07.2017 после объявленного перерыва в заседании комиссии представителем Заказчика представлена дополнительная информация - коммерческие предложения ООО "АТРИКС-Калининград", ООО "МС ПЛЮС" и ООО "ГК АВЕН", содержащие качественные и техническое характеристики, указанные в Техническом задании документации Аукциона, в том числе размеры оборудования. Из представленных заказчиком материалов следует, что данные коммерческие предложения на момент формирования документации о закупке отсутствовали. Ввиду установленного частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе запрета на проведение заказчиком до выявления победителя закупки переговоров с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией принято решение не рассматривать данную информацию по существу. Кроме того, игровое оборудование с данными параметрами отсутствует в представленных на заседание комиссии общедоступных каталогах игрового оборудования различных производителей, кроме каталогов группы "Авен". Какой-либо иной информации и сведений, опровергающих доводы Заявителя, представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 33 документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пунктам 4.4.3., 4.4.4. части IV "Проект муниципального контракта" документации Аукциона (далее - Проект контракта) подрядчик обязан обеспечить соблюдение Правил подготовки и производства земляных Работ, обустройства и содержания строительных площадок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласовать с Заказчиком характеристики применяемых материалов, изделий с предоставлением сертификатов (в установленных законодательством случаях), паспортов и других необходимых документов подтверждающие качество и их соответствие требованиям строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ), своду правил (СП), и других нормативных документов, а также по требованию Заказчика предоставить образцы этих материалов. Копии указанных документов должны быть представлены Подрядчиком Заказчику за 2 (два) рабочих дня до начала работ, выполняемых с использованием этих строительных материалов. В случае если Заказчик не согласен на использование предлагаемых Подрядчиком строительных материалов, изделий вследствие несоответствия их качества действующим нормам, Подрядчик обязан заменить их на другие надлежащего качества.
Комиссия считает, что установленный в п. 4.4.4. проекта контракта порядок согласования с Заказчиком характеристик применяемых материалов, изделий не позволяет определить соответствие товаров, установленным заказчиком требованиям, что является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.1. Проекта контракта определено, что подрядчик выполняет работы в строгом соответствии требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ), своду правил (СП), и других нормативных документов и условиями настоящего Контракта.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что каких-либо требований к монтажу поставляемого оборудования в документации об Аукционе, в частности в Техническом задании, не содержится.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в части отсутствия объективности при описании объекта закупки и установления требований к товару, влекущих ограничение количества участников закупки).
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСИЛ Калининград" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Неманского городского округа нарушившей пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
А.А. Кошкумбаева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 июля 2017 г. N КС-139/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017